Про хайп в образовании
фото: mytischi.pifagorka.com
Известный российский хантер Алена Владимирская рассказывает, почему не стоит бездумно тратиться на популярные курсы.
Все просто. Появляется новый курс. Например, «Продакт-менеджер». Далее вам говорят — заплати и ты станешь продактом. Переходи в новую профессию, где высокие зарплаты, смелее, бро! Более того, на сайте лого компаний, с которыми эти курсы работают (и это не вранье). И истории, в которых выпускник вышел в какую-нибудь компанию мечты (и это тоже не вранье).
Так это? Так. Врут сайты? Нет, не врут. Но при этом — это адский хайп и манипуляция.
Объясняю.
После 30 лет и с зарплатой выше средней по рынку в вашем регионе вас никогда не будут покупать за "ЗНАЮ". Вас будут покупать только за "УМЕЮ", то есть когда уже применял все в реальном бизнесе, уже набил все шишки, уже могу это быстро и с минимальным количеством ошибок внедрить.
Если вы входите в новую профессию, то после таких курсов вы только про ЗНАЮ. И это не интересно работодателю.
В результате по рынку бегает куча никому не нужных недопродактов, недопрограммистов, недодатасайентистов и недопродюсеров, потративших время, деньги и, главное, получивших раздражение вместо надежд. В общем, тех, кого на хайпе новых ниш и больших зарплат просто раскрутили на деньги.
Отсюда два вопроса.
А кто те люди, истории успеха которых описаны на сайтах?
Прежде всего, это те, кто уже в профессии, но приходил прокачаться: был продактом Рамблера, закончил курс, возможно, перешел в Яндекс. Ну, то есть чуть проапгрейдился. И это точно не ваш случай.
Второе: это люди до 25-27 лет, которые претендуют на джуниор позиции и джуниор зарплаты. Их в новую профессию могут взять. И тут вы говорите: окей, мне 40, но я тоже хочу на джуниор вакансию. Но проблема в том, что работодатель этого не хочет. Нет у нас джуниор вакансий для 40-летних.
Вот тут хайп и получается. Вам формируют ложную надежду на основании хайпа отраслей, вашего разочарования текущим местом и некорректного наложения результата.
Что делать?
Главное: для того, чтобы перейти в новую профессию, недостаточно знать новую область. Нужно ее применять. Причем, не в варианте “у нас было два кейса, которые проверил преподаватель”, а реальные проекты по этой тематике в компаниях.
Где брать эти проекты? Это самое сложное, на самом деле. Найти и качественно сделать такой проект много сложнее, чем выучиться на очередном курсе. Такое возможно в стартапах, где не хватает фота на качественный найм, это могут быть дополнительные проекты в вашей компании, которые вы делаете в нерабочее время, это может быть волонтерство.
Но, повторяю, — без опыта не возьмут!
Поверьте, хайп в образовании именно в том месте, где вам дают напрасную надежду на быстрое и ненастроенное под ваш опыт изменение судьбы. Судьбу же меняют точечно, а вот курсы под такие надежды сбывают оптом. Просто помните об этом.