Эксперт: На уличные протесты в Беларуси Россия отреагирует как на украинский Евромайдан
15.01.2019 14:12
—
Разное
Риск установления российского контроля над всей территорией Беларуси де-факто будет означать ликвидацию государственности.
Бывший польский посол в Минске Лешек Шерепка резко высказался в адрес Александра Лукашенко и белорусско-российских отношений. Часть журналистов воспринимает Лукашенко единственным гарантом белорусской независимости и суверенитета, а Лукашенко не гарант, а могильщик, написал Шерепка.
Именно многолетняя политика Лукашенко привела к нынешней ситуации и дала Кремлю основания для осуществления такой политики в отношении Беларуси, пишет бывший польский дипломат, а ныне аналитик.
Рецептом для Беларуси Шерепка считает недавний армянский сценарий, где граждане «мирно напомнили власти, кто есть сувереном в государстве». Шерепка считает, что такое развитие событий позволит белорусам «бороться за справедливые условия сотрудничества с Москвой» и поможет Украине.
Он считает, что эти вопросы нельзя оставлять на Лукашенко, но сомневается, способны ли белорусы на армянский вариант протеста.
Анализируя эти размышления бывшего посла Польши в Беларуси, необходимо сосредоточиться на четырех существенных моментах.
Во-первых, с точки зрения логики сравнение армянской и белорусской ситуаций есть сравнением красного с квадратным. Логика армянского протеста в апреле-мае 2018 г. была вызвана прежде всего и исключительно внутренними причинами. При этом геополитическая ситуация вокруг Армении только подчеркнула исключительно внутренний эффект такого протеста.
В этой связи достаточно вспомнить довольно спокойную реакцию российского министерства иностранных дел, которое в своем заявлении призвало политические силы Армении к конструктивному диалогу и выразило готовность к усилению сотрудничества между двумя странами.
Иными словами, такое восприятие армянских событий российскими властями лишь подчеркивает ограниченность геополитического манёвра для Армении в условиях территориального конфликта с Азербайджаном и исторически обусловленных сложных отношений с Турцией.
При этом во время протестов вопрос существования Армении как независимого государства никто никогда не обсуждал.
Во-вторых, в Беларуси геополитическая ситуация совершенно иная и заявления кремлевских политиков имеют прямую проекцию на вопрос белорусского суверенитета. В отличие от Армении, которая с Россией не граничит, протяженность белорусско-российской границы составляет 1283 км.
В случае гипотетического установления контроля над Беларусью, Россия получает почти 400 км непосредственной границы с Польшей в дополнение к уже существующей границе с Калининградской области. Поэтому поддержка белорусской независимости должна быть ключевым вопросом безопасности для Польши и стран Балтии.
Опыт событий в Грузии и Украине показывает, что Кремль может вероломно нарушать территориальную целостность своих соседей. При этом действующая система международных отношений ставит Россию в привилегированное положение по причине наличия постоянного места в Совете Безопасности ООН и значительно ограничивает эффективность международных политических санкций.
Иное дело, что в Беларуси отсутствуют какие бы то ни было этнические конфликты и территориальные автономии. Однако в определенных условиях их отсутствие наоборот может побудить кремлевских ястребов к установлению контроля над всей территорией Беларуси, что де-факто будет означать ликвидацию государственности.
И здесь трудно не согласиться с Шерепкой, поскольку само наличие кремлевской риторики в том, что напрямую касается вопросов независимости и суверенитета Беларуси, является результатом многолетней политики Лукашенко.
В-третьих, следует задаться вопросом, помогла ли Армении смена власти в этой стране добиться «справедливых условий сотрудничества» с Москвой?
Ответ на этот вопрос очевиден — нет! Чтобы получить такой формат сотрудничества от нынешних российских властей, нужно либо географически быть относительно далеко от России, как например Венгрия, либо иметь сильную экономику вроде Финляндии.
К сожалению, ни того, ни другого у Беларуси нет. Впрочем, с подобной проблемой сталкиваются и другие бывшие социалистические страны. Эту ситуацию следует проиллюстрировать словами венгерского премьера Виктора Орбана.
Говоря о необходимости выстраивания адаптивной и многогранной политики касательно России, он проводит четкое разделение между вопросами безопасности и экономикой. При этом Орбан подчеркивает исторически обоснованную необходимость дополнительных гарантий безопасности для Польши и стран Балтии со стороны ЕС и НАТО.
Иными словами, тот формат отношений с Россией, который может позволить себе Венгрия, является непозволительной роскошью не только для Беларуси, но даже для ряда стран НАТО.
В-четвертых, вряд ли реализация армянского сценария в Беларуси существенно поможет Украине. Следует понимать, что на гипотетические протесты в Беларуси Кремль скорее всего отреагирует не как на армянские события весны 2018 года, а как на украинский Евромайдан.
Дополнительный риск несут уже существующие в Беларуси российские военные объекты, а также фактическое отсутствие границы между двумя странами.
Гипотетический массовый ввод российских войск на территорию Беларуси с целью восстановления «конституционного порядка» будет означать не только ликвидацию белорусского суверенитета, но иметь прямую опасность для Украины на всей, протяженностью 1084 км, белорусско-украинской границе.
Нельзя также забывать и о том, что Лукашенко всегда находил общий язык с каждым из украинских президентов и премьеров, кем бы тот ни был.
Таким образом, армянский сценарий, предложенный белорусскому обществу Лешеком Шерепкой в качестве рецепта для контрдействий в отношении кремлевской политики, не только не отвечает современной белорусской ситуации, но несет еще больше потенциальных рисков, результатом которых может быть утрата белорусского суверенитета.
Эта патовая ситуация никак не означает правоту тех, кто утверждает, что Лукашенко является гарантом белорусской независимости.
Просто те белорусские политические силы, которые бы хотели взять на себя ответственность за организацию гипотетических протестов против действующей власти, должны осознавать весь уровень опасности возможной реакции Кремля для суверенитета Беларуси и быть готовыми к неотложным и, главное, эффективным контрмерам как внутри страны, так и на международной арене.
Кирилл Костян, выпускник факультета международных отношений БГУ, доктор права (диссертацию защитил в Бременским университете, Германия).