"Во многих ситуациях электроника лучше водителя". Учимся вождению на JLR Experience Tour
В Минске прошел уже ставший ежегодным Jaguar Land Rover Tour с различными упражнениями и испытаниями, в рамках которых мы не только повысили свои водительские таланты под управлением инструкторов, но и поняли одну вещь — современные автомобили умеют гораздо больше, чем среднестатистический водитель.
За рулем автомобилей марки Jaguar можно было вдоволь порезвиться на площадке, где конусами были выстроены несколько переставок, слалом и крутой поворот. Но перед этими упражнениями был организован крутой «серпантин», проезжая который можно привыкнуть к маневренности и реакциям автомобиля. Инструктор напоминает о необходимости вращать руль быстро двумя руками с перехватом. Никаких вращений одной ладонью! С акселератором обращаемся аккуратно, но решительно. Особенно в базовом «комфортном» режиме, в котором отклики мотора довольно ленивые — ради удобства управления при будничном передвижении.

Затем — разгон во весь опор по прямой и торможение в пол в специально отмеченных воротах. Это упражнение позволяет понять и мощностной потенциал автомобиля, и силу его тормозов. Все это пригодится в дальнейшем на более сложных упражнениях. А именно в переставках и на слаломе.

— Разгоняемся, перед самим объездным маневром слегка «наступаем» по педали тормоза, чтобы загрузить переднюю ось, далее коротким и точным движением руля уводим машину от препятствия, — напоминает инструктор. — После этого давим на газ, объезжаем препятствие и возвращаемся в свою полосу. Заднеприводные и многие полноприводные автомобили великолепно доруливаются тягой, позволяя безопасно и элегантно объехать препятствие.
Далее разворачиваемся, заходя на оставшиеся упражнения. Разворот представляет собой ровную дугу. Не забываем заходить на вираж снаружи внутрь, а на траектории держаться с ровным газом. Вообще, ровный газ — наше все. Набрав нужную скорость, «фиксируем» правую ногу на педали. Рулим энергично и точно, проходя серию из четырех ворот-переставок. Отклонение руля, «выцеливание» створа, и сразу — руль прямо. Никакой езды по дуге!

Такого же совета придерживаемся на слаломе. Объезжать конусы по дуге, как бы вальсируя между ними, — неправильно. Правильно подъезжать к каждому конусу вдоль по прямой линии, огибать его, быстро и точно поворачивая руль градусов на 90 градусов в нужную сторону (в зависимости от того, насколько тесно на змейке стоят конусы). Затем быстрое возвращение руля обратно в нулевое положение, чтобы на «прямых» передних колесах и с ровным газом домчать до следующего конуса. Такая техника прохождения слалома самая эффективная, так как не позволяет раскачать машину и привить ей ненужную поперечную инерцию.

С такими ассистентами любой может стать джипером
Во всех упражнениях вездесущая электроника подстраховывает водителя, пресекая на корню заносы, сносы и пробуксовку ведущих колес на моноприводных автомобилях. Во внедорожных упражнениях, на которых выступали внедорожники Land Rover и Range Rover, функции электроники прямо-таки выручают и значительно повышают проходимость.

Самое незрелищное, но непростое упражнение — движение под небольшой уклон по роликам. Ролики оказываются под тремя колесами и лишь одно опирается на неподвижную поверхность. Тут важно знать два момента. Во-первых, нежно нажимать на акселератор, поддерживая обороты двигателя на уровне 1500 об/мин. Во-вторых, нужно доверять машине. То есть, если сразу электроника «не сообразила» и автомобиль несколько секунд беспомощно «буксовал» на роликах, ни в коем случае не паникуем. Продолжаем удерживать акселератор — электроника попробует другой алгоритм работы, более эффективно «прикусит» тормозами буксующие колеса. И все получится — скользкий участок будет преодолен.

Такой же порядок действий необходим и при преодолении диагонального вывешивания. Плавно, равномерно и смело оперируем правой педалью, притормаживаем при перекладке — когда на половине пути кроссовер приземляется «свободным» передним колесом на землю.

Форсирование тераподов — крутых подъемов и спусков, на вершине одного из которых придуманы «качели» — захватывающее упражнение. Угол подъема небольшой, примерно 28°, но когда машина взбирается ввысь, в лобовом стекле видно только небо. Безусловно, участников страхуют маршалы, которые дают подсказки по рации. Подъем вверх чисто на доверии. Добавляем тягу и верим в том, что где-то там подъем закончится и кроссовер доберется до пика. Тут тоже важно гибко и равномерно обращаться с акселератором, не дергать его, резко нажимая и бездумно бросая. А вот спуск с терапода — легкотня. Включаем систему помощи на спуске, убираем ноги с педалей. Машина сама съезжает вниз со скоростью черепахи. По секрету скажем, что система может взять на себя и все хлопоты по управлению тягой при форсировании подъема.

На закуску — не упражнение, а демонстрация возможностей. Возможностей «продвинутого ассистента маневрирования с прицепом». Эта система полностью избавляет водителя от рулежки. Нужно только предварительно нацепить на прицеп несколько мишеней, задать индивидуальные параметры прицепа (длину дышла, например), включить систему и командовать ею.
Все очень просто и наглядно: на картинках с видеокамер прорисовываются линии, по которым будет двигаться прицеп. Кривизна линий, то есть траектория движения прицепа, задается вращением селектора системы All Terrain Progress Control. Благодаря такому помощнику можно сдавать задом с прицепом, двигаясь хоть по извилистой, хоть по перпендикулярной траектории. Как угодно.

«Во многих ситуациях электронные системы в автомобиле уже способны заменить водителя, так как способны делать его работу без ошибок», — напоминает инструктор, без напряжения и буквально одной рукой управляющий маневрами прицепа.