Как написать лид, чтобы текст зачитали до дыр
Первые 3−5 предложений после заголовка решают, прочитают статью или нет, привлечет она аудиторию или оттолкнет. Это и есть лид — абзац-выжимка из текста, которая идет после названия и дает понять, ждет ли читателя что-нибудь полезное впереди. Современный читатель оценивает текст в течение 2−3 секунд, поэтому короткий, полезный и интригующий лид становится главным ключом к его сердцу. Продолжаем копирайтинговый цикл PR-службы TUT.BY и агентства «Олврайт» и разбираемся, как писать годный лид. Примеры мы придумали сами, но на собственного опыта написания из более чем 100 500 лидов.
Еще раз о том, зачем нужен лид
- Сообщить важное
Если задача заголовка — заинтриговать, задача лида — объяснить заголовок и дополнить его полезными подробностями.
- Помочь сделать выбор: читать / не читать
Что, где, когда и кому — лид коротко отвечает на все вопросы, а подробности раскрываются в статье.
- Уточнить тему статьи
Заголовок на TUT.BY имеет ограничения по размеру — от 70 до 85 символов с пробелами (в зависимости от рубрики), — поэтому иногда он всего лишь задает тему, интригует и так далее. Все важные подробности и уточнения выносятся в лид.
- Удержать внимание
Заголовок поднимает тему, а лид динамично и красочно ее раскрывает, увлекая читателя интересными фактами и обозначая аудиторию, которой будет полезен текст.
Реакция читателя на отсутствие лида:
- не может быстро понять, о чем текст;
- не знает, будет от текста польза или нет, и какая именно (если будет);
- нет стимула к прочтению статьи;
- часто закрывает, пролистывает материал, чтобы не тратить время зря.
Каким должен / может быть хороший лид
- Коротким. Во всяком случае не имеет смысла делать его полотном трудно читаемого текста.
- Без воды и вводящих в заблуждение / неясность / неконкретность посылов.
- Без лишних подробностей, но с ключевой информацией, чтобы оставить некоторые бонусы / фишки / секреты, собственно, для самого текста.
- Самодостаточным, чтобы читатель понимал, ради чего вообще ему нужно читать текст.
- Интригующим, чтобы аккуратно сыграть на интересе читателя, но потом в тексте ни в коем случае не дать ему разочароваться в этом интересе.
Основные виды лид-абзацев
- Факт — рассказывает, на какие вопросы или тезисы читатель найдет ответы или пояснения в статье.
- Новость — УТП в цифрах привлечет тех, кто интересуется конкретной услугой / товаром, оценил размер скидки или заманчивость условий
- Вступление как пояснение заголовка и рассказ о том, что можно прочитать ниже.
Как написать лид
- Сначала пишем статью, а уже потом — лид.
Чтобы не получилось, что в лиде вы говорите о нюансах выбора стабилизаторов для электроприборов, а в тексте описываете их преимущества.
- Проверяем себя — отвечаем на вопрос «О чем текст?».
- Работаем с синтаксисом — убираем лишние знаки препинания, сокращаем предложения.
- Проверяем на наличие сложной терминологии — вычеркиваем.
- Удаляем все, что можно удалить без ущерба для смысла.
- Проверяем, чтобы все заявленное в лиде, было в статье.
Рецепт увлекательного лида
Формул рабочего первого абзаца можно сочинить сколько угодно. Но нам больше всего нравится совет редактора и разработчика сервиса проверки текста «Главред», автора рассылок о редактуре и книги «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова, написавшего много крутых текстов. Проверено, рекомендуем.
Годный лид — это то же самое, что хорошая статья в целом, крутой заголовок, оригинальные визуалы. Потому не пренебрегайте этой частью текста и учитывайте ее при подготовке технического задания. А как ставить ТЗ — расскажем в следующем материале.
Больше полезной информации ищите в нашей группе для профессионалов рынка «TUT.BY для бизнеса».
Обучающие материалы, интересные акции, полезные советы для маркетологов! Подпишитесь на рассылку от службы маркетинга TUT.BY!