Как Маша и Антон придумали необычную игру для влюбленных
«Привет! Мы — Антон и Маша. Уже 2,5 года мы — счастливая семейная пара. Срок небольшой, конечно, но хотя бы какое-то представление о семейной жизни мы уже успели получить».
Так начинается история наших героев, и упоминание про семейную жизнь — совсем не случайно. Ведь бизнес-проект Антона и Марии Геращенко как раз связан с отношениями — они придумали настольную игру, которая помогает парам лучше понимать друг друга.
— До появления нашего семейного дела каждый из нас успел поработать в разных сферах, что в общем-то и позволило нам запустить подобный проект только вдвоем, полностью с нуля и практически без привлечения сторонней помощи. Например, практически весь дизайн я делал на своем ноутбуке, большинство иллюстраций для квеста нарисовала Маша на специально купленном для этого планшете (спасибо навыкам художественного образования), а при печати в типографии нам здорово помог мой хороший опыт работы с печатной рекламой.
Об идее
Когда мы поженились, у нас была такая шутка — если вдруг мы оба потеряем работу, то откроем свое агентство идей «Что делать, когда вам нечего делать?». У нас в голове постоянно возникали какие-то планы и никак не связанные между собой задумки, которым, наверное, не суждено было сбыться, если бы наши друзья не натолкнули нас на идею коробок для свиданий.
Представьте, вы покупаете коробку, внутри которой — полностью спланированное романтическое свидание для вас двоих. Сценарий, какие-то темы для разговора, реквизит, всякие приятные плюшки. Вы просто следуете дальнейшим инструкциям, что бы они собой ни представляли: поездку в другой район города, поиск милого подарка для второй половинки за ограниченное время, вариантов — тьма!
Вы знаете, что сейчас Минск уже буквально помешан на подарочных коробках с подобранным тематическим содержимым вроде шоколадок, красивых кружек, аксессуаров и так далее.
А мы тогда хотели дать именно идейный контент, который ты не просто съешь, а который в дальнейшем хорошо повлияет на вашу (и нашу) жизнь.
Не правда ли, неплохая идея?
Мы тут же бросились шерстить интернет и нашли подобные вещи только в Америке (что неудивительно). Естественно, копировать американские коробки для свиданий мы вообще не хотели, да и не получилось бы — все-таки ментальность и культура там совсем другие, да и по деньгам они вышли бы здесь в разы дороже. Поэтому решили держаться своих идей.
А первой и основной идеей было помочь паре лучше общаться. Как вы могли догадаться, она превратилась в большую настольную игру с разноплановыми вопросами и заданиями для двоих.
От фразы «нужно уже начинать быстрее делать» до готовой коробки с игрой прошло примерно 3−4 месяца. Это время ушло на первичный концепт игрового процесса, все стадии дизайна, отсеивание вопросов и заданий, упаковку, тестирование и еще кучу вопросов.
Игра представляет собой классическое игровое поле. Бросаешь кость — тянешь карточку в зависимости от места, где ты остановился — отвечаешь на вопрос или выполняешь задание из карточки.
Победитель раунда может загадать символическое желание, но суть этой игры не в победе, а в самом процессе, о чем мы говорим много раз в инструкции. Надеюсь, ее читают! Вопросы в игре есть как шутливые, так и довольно серьезные, хотя с серьезностью и глубиной мы, конечно, старались не перегибать. Основной задумкой игры было создать некое особенное время для пары, когда они делают вместе какое-то дело и параллельно с этим могут открыто и душевно пообщаться в приятной обстановке. Согласитесь, что часто не хватает таких особенных моментов и вечеров, когда можно просто отдохнуть и пообщаться наедине.
Кстати, на старте проекта у нас было 4 разных «коробки для свиданий» — кроме настольной игры «Уютная обстановка», были еще рождественские «Календари воспоминаний» (в коробочке их было два), романтический «Адвент-календарь» для пары (большой набор идей и заданий для совместного времяпровождения) и «Квест-прогулка по Минску» для двоих. От этих трех коробок мы решили полностью отказаться совсем недавно: в принципе, они пользовались неплохим спросом, но в ходе развития проекта просто отпали естественным образом. Каждая из этих коробок фактически была самостоятельным продуктом, а это значит, что вложения времени и сил даже в простое их производство были просто огромными.
С квестами для двоих, кстати, случилась довольно интересная и показательная история. Наш первый квест был вокруг центра города, и как только он стал пользоваться спросом, мы сразу же нарисовали второй — «Путешествие на Тракторный завод». На территорию завода, конечно, заходить было нельзя, поэтому это была прогулка по такому маршруту: площадь Победы — район ст.м. Пролетарская — Антоновский парк — Тракторозаводский поселок. Там еще есть такой дом с русалками — красота, в общем. Мы спланировали весь маршрут с чекпойнтами и заданиями, нарисовали карту на планшете и написали весь текст, и тут друг прислал нам новость — поселок на Тракторном заводе все-таки сносят. В этот момент мы утвердились в мысли, что жизнь городского квеста в коробке, даже идеально продуманного на годы вперед, будет довольно короткой. Так мы постепенно пришли к пониманию того, что нам придется отказаться от всего, кроме того, с чего все началось — настольной игры для двоих.
Общее название нашего проекта — «Это же наша песня!..». Почему так? У каждой пары есть «их песня», которая навевает им какие-то только им известные романтические воспоминания.
Конечно, сложно было поверить, что нам удастся заработать на своей идее. Должен сказать, мы до сих пор не особо на этом заработали, но за эти 2 года мы все еще не разочаровались в потенциале нашей игры, как в коммерческом, так и в социальном.
За последний год игра приобрела полноценный презентабельный вид, прошла тестирование клиентами, стала более сбалансированной, и мы собираемся совершенствовать и делать ее еще лучше в будущем. Стоит игра — около $ 25.
Сейчас нам конкретно не хватает продвижения и маркетинга, так что развитие дела идет гораздо медленнее, чем хотелось бы. Должен отметить, что мы оба продолжаем работать на обычных работах, чтобы содержать семью, так что хоть какое-то развитие на фоне нашей экономики — наверное, это уже само по себе неплохо.
О сложностях
Сложностей, конечно, было множество. Со старта нужно было вложить хорошие деньги в печать упаковки и содержимого. Выше тираж — ниже себестоимость. Конечно, мы бы не стали печатать сразу 50 тыс. экземпляров первой версии игры даже при наличии денег: игру необходимо было еще долго тестировать, как и любой продукт. Вложения нужны были (и нужны до сих пор) в рекламу: никто из нас двоих не является хорошим маркетологом, поэтому вплоть до настоящего момента наша игра нуждается в дальнейшем продвижении.
Кроме этого, были трудности с первоначальным оформлением всего в налоговой: из-за специфики коробок для свиданий мне очень долго не могли точно ответить, чем же таким таинственным я занимаюсь с точки зрения законодательства. Листали реестр и пожимали плечами даже после моих упорных и тщательных объяснений. И много раз просто отправляли спрашивать у других сотрудников и ведомств.
Самый забавный случай был, когда мне пришлось переубеждать сотрудников налоговой, что я не сдаю квартиры на сутки: именно так они восприняли фразу «организация свиданий».
Изготовление же игры было процессом довольно трудоемким в основном в плане дизайна и карточек вопросов с заданиями, ведь мы не могли вносить существенные изменения после печати тиража. Мелкие составляющие мы заказывали из Китая, а кое-что закупали здесь. Отдельно большим куском работы была сортировка сотни тысяч карточек по номерам и упаковкам для отдельных игр: комплектовка (то есть — раскладывание) в типографиях стоит довольно больших денег, и теперь мы хорошо понимаем, почему :)
Сколько денег мы вложили? Сейчас уже даже сложно сказать. На самом старте у нас было всего $ 2000, причем эти деньги были отложены из свадебного подарка в специальный конверт «на мечту». Их мы и вложили в первоначальную печать игр, закупку всего необходимого для старта проекта и минимальную рекламу.
О продвижении
С самого начала мы продавались исключительно в Instagram и ВКонтакте, и в принципе дело шло неплохо для первого года. Сейчас наша игра есть на полках нескольких магазинов сувениров и настольных игр в Минске, а также в Гомеле и Гродно. Думаю, большинство клиентов приходит к нам именно из социальных сетей, хотя это тоже не всегда удается естественным образом отследить. Например, некоторые клиенты до сих пор помнят, что про нас писали на одном популярном ресурсе аж полтора года назад.
Сейчас количество покупателей игры напрямую зависит от нашей активности в тех же соцсетях, вложений в рекламу и, конечно же, сезонов свадеб и праздников. Совсем недавно мы сделали хорошую новую упаковку и начали больше продвигать игру в разные магазины (что нужно было делать уже 2 года назад) — например, на прошлой неделе наша игра появилась в одном из сувенирных магазинов в Гродно. Количество продаж очень сильно различается от месяца к месяцу из-за сезонности: думаю, за последних полгода-год его можно подвести к среднему значению в 15 коробок в месяц.
О планах
В планах как минимум два пункта:
1. В перспективе хочется выйти на другой рынок, хотя бы российский. Со временем мы поняли, насколько все-таки мала Беларусь, особенно в контексте такой специфической темы — настольной игры для двоих. Я пока с трудом представляю, какой объем работы кроется за этой фразой «выйти на другой рынок», но без этого обойтись мы просто не сможем.
2. Совершенствовать игру для двоих. У нас постоянно появляются новые идеи касательно того, как сделать нашу игру лучше, качественнее и доступнее. Реализовать эти идеи можно только в процессе печати новых тиражей, так что пока доработка ждет своего часа.
Выводы о бизнесе
Наши выводы за 2,5 года существования нашего проекта:
- Никогда не начинать бизнес на последние деньги! Вообще, ничего не стоит начинать на последние деньги
- Перед стартом нам точно стоило заручиться поддержкой опытных людей, ведущих свой бизнес, а не идти «путем первопроходца». Конечно, мы бы не нашли других авторов настольных игр, но точно могли бы существенно срезать путь вперед
- Для молодой семьи нет ничего лучше и полезнее, чем делать какое-нибудь общее дело вместе: мы проверили это на себе
- Прежде, чем вкладывать деньги в выпуск тиража, нужно заранее наладить надежные каналы продаж, иначе есть риск надолго застрять с нераспроданным тиражом
- Если какое-то событие не запланировать, оно точно не состоится. Ведение своего проекта научило нас гораздо тщательнее распоряжаться своим временем и силами: нам удается почти всегда планировать и находить время друг для друга даже в самые загруженные недели
- Самый главный вывод! Уверен, вы встречали его в книгах о бизнесе и мотивационных плакатах: лучше попробовать что-то сделать и провалиться, чем вообще не попробовать. Особенно если это что-то большое. Даже если наша настольная игра для двоих полностью провалится через пару лет, наши семейные отношения вряд ли испортятся из-за этого. Мы с самого начала поняли, что не будем считать это провалом — все-таки это всего лишь опыт, и причем бесценный