Есть ли смысл обращаться в туристическую компанию, когда в открытом доступе - системы интернет-бронирования отелей и данные о стоимости авиабилетов? Почему лететь на отдых из Минска часто выходит дороже, чем из Москвы или Киева? Как сэкономить на перелете и при этом не потерять в качестве отдыха? Разбирается «АиФ».
В начале июля российская компания «Натали Турс» объявила об аннулировании всех туров своих клиентов вплоть до конца сентября 2018 года. В Беларуси пострадали 400 человек, купившие путевки в «Натали Турс» через местных агентов. А ведь этот туроператор даже не входит в топ-20 крупнейших в РФ. Что же будет с нашим рынком, если в соседнем государстве грянет кризис туристической отрасли? Предпосылки для этого есть. Периодически сообщается о все новых компаниях-банкротах. Только за последнее время свою деятельность приостановили туроператоры DSBW-Tours и «Аврора БГ».
Проблемы возникают также и на украинском рынке туруслуг. В начале июля некоторые белорусские туристы, летевшие рейсами BravoAirways и AndaAir, столкнулись с серьезными сложностями с вылетом из Киева. Отмены рейсов объяснили невыполнением финансовых. обязательств со стороны местного туроператора.
- Проблемы у туристических операторов возникают всегда по одной и той же причине. В туристическом бизнесе каждая компания рискует, выбирая объемы запланированных перевозок, гарантированных номеров в отелях и т.д. Все это оплачивается заранее. При этом никто не может на 100% знать, насколько удачно туроператор продаст то или иное направление. Здесь речь идет о стратегическом планировании, когда пытаешься прогнозировать, какое направление будет продаваться лучше, а какое - менее удачно, - в интервью «АиФ» рассказал директор туроператора «Вояжтур» Евгений САЗЫКИН.
- На продажах сказываются многие факторы. Например, такие события, как теракты, стихийные бедствия, могут существенно сократить туристический поток в ту или иную страну. Ни один сезон на моей памяти не прошел по запланированному сценарию.
Если компания выкупила туры, заявила объем перевозок и проживания, а спрос в итоге оказался недостаточным, ей остается только продавать путевки дешевле или вообще работать в убыток. Если такая ситуация повторяется из года в год, это приводит к кризису, который в некоторых случаях заканчивается банкротством.
Тренды
Бытует мнение, что суть деятельности туроператора сводится к посредничеству, поэтому самостоятельно спланированный отдых гарантированно выйдет дешевле. На самом деле это не всегда так. Операторы выкупают услуги для туров оптом, что позволяет им снизить конечную цену для клиента. Кроме того, у многих из них есть эксклюзивные тарифы, гарантирующие более дешевые перелеты, договоренности с отелями и т.д.
- Принцип работы туркомпании заключается в том, что она получает особые цены и контракты под запланированный объём. Поэтому количество клиентов, обращающихся в турфирмы, каждый год растет.
По словам Евгения Сазыкина, есть тенденция увеличения количества рейсов как из Беларуси, так и из соседних стран. В этом году особой популярностью пользуется Турция. По этой причине Испания, Греция и Италия чувствуют недостаток числа туристов, к которому так привыкли за последние 3 года, повышая ежегодно тарифы на 10-20%. Поэтому туры в Турцию оказались более востребованными, а на европейские курорты - слишком дорогими. При этом ожидается, что уже в следующем году мы увидим обратную тенденцию.
Лоукостеры
У белорусов есть возможность летать на курорты дешево. Однако отправиться на отдых за сущие копейки из Минска, увы, не получится. Читатели «АиФ» часто пишут об этом. Вероятно, дороговизна авиабилетов кому-то выгодна. Стоит обратить внимание на аэропорты соседних стран, прежде всего, Литвы и Польши. Наиболее дешевые билеты предлагают лоукостеры (бюджетные авиакомпании). Тот, кто хотя бы раз летал на отдых, без труда назовет самые популярные из них для нашего человека: Wizz Air (wizzair.com) и Ryanair (ryanair.com).
Заходим на сайты этих авиакомпаний и смотрим, куда можно дешево улететь, например, в сентябре. Вариантов много. Например, самолетом Wizz Air всего за €27,49* можно отправиться на Кипр (Ларнака) из Вильнюса. Полет продлится 3 часа 30 минут, рейс прямой. Правда, указанная стоимость - за полет налегке. За чемодан весом до 20 килограммов придется доплатить €30. €42,45 стоит билет на самолет того же перевозчика, следующий по маршруту Варшава-Ларнака, время в пути - 3 ч. 20 мин. Сразу несколько вариантов в пределах €45-50 предлагает Wizz Air тем, кто планирует вылет из Вильнюса или Варшавы в испанскую Барселону. Из Варшавы в Барселону, к слову, также следует самолет еще одного лоукостера - компании Vueling. Цена вопроса - €45, время в пути - 3 ч. 5 мин. Дешевые билеты в Испанию с вылетом из Варшавы можно найти практически на любой день сентября.
€43,14 стоит билет на рейс Ryanair из Вильнюса на греческий Корфу (время в пути - 2 ч. 45 мин.).
Для сравнения: стоимость авиабилетов в одну сторону на сентябрь (регулярные рейсы) из Минска на Кипр составляет 217-487 руб. (в среднем €152), в Грецию - 280-374 руб. (€141), в Барселону - 221-536 руб. (€163).
Добираться до Польши или Литвы из Беларуси удобно на поезде или автобусе. Цена билета на поезд Минск-Вильнюс - около 33-39 руб., Брест-Варшава - порядка 32 руб.
В 22 руб. обойдется билет на автобус Минск-Вильнюс, в 45 руб. - Минск-Варшава.
* Здесь и далее цены указаны по состоянию на 18 июля 2018 года.
ЧТО НАДО ПОМНИТЬ
И в Польшу, и в Литву нужна виза.
С лоукостерами надо быть осторожными - можно недорого улететь в одну сторону, но не найти дешевых билетов обратно. Поэтому сразу продумайте, как вы будете возвращаться. Помимо дополнительной цены за багаж, вас могут попросить доплатить за питание на борту, выбор места и т.д.
Путешествуя лоукостером, подумайте, где вы проведете время до рейса в другом городе. Возможно, вам понадобится бронировать отель, а это дополнительные расходы.
Некоторые турфирмы могут предложить даже более выгодный в сравнении с лоукостером вариант перелета - благодаря чартерным рейсам (нерегулярные рейсы, которые выполняются авиакомпанией по заказу туроператора. - Прим.). Поэтому изучите разные варианты.
Лететь на курорт из Москвы или Киева, особенно на чартере, часто выгоднее, чем из Минска. Это достигается благодаря использованию больших самолетов, вмещающих 200 или 300 пассажиров. В результате затраты на перелет в пересчете на одного человека оказываются существенно ниже.