Тенденции спроса: что покупали белорусы в марте 2018 года
Справка:
Для оценки динамики спроса команда Kufar использовала данные о доле визитов и заказов в категории в общем количестве сделанных пользователями визитов и заказов за период. Такой подход позволяет исключить разницу в цифрах из-за фактора естественного роста платформы и, соответственно, помогает точнее выделить тренды покупательского поведения.
1. Март 2018 – нетипичная сезонность
Белорусы стали покупать больше бытовой техники и меньше – товаров для детей. Некоторые традиционно популярные категории столкнулись с падением спроса, в то время как другие испытали этой весной заметный рост. К такому выводу пришел классифайд Kufar после того, как сравнил доли каждой категории товаров в общем объеме визитов и заказов в марте текущего и прошлого года.
Так, в феврале 2018 года белорусы на 15% реже искали товары для детей в сети. Эта тенденция продолжилась и в марте – по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, спрос упал на 20%, а потребление – на 19%.
Одной из причин таких изменений может быть снижение рождаемости, с которым Беларусь столкнулась в 2017 году. Так, по данным Белстата, в 2016 году коэффициент рождаемости на 1000 жителей достиг отметки 12.4, а в прошлом году упал на 13% – до 10.8.
По сравнению с мартом 2017 года пользователи также стали реже просматривать товары в категориях «Мода и стиль», «Спорт и туризм»: -6% и -2% соответственно. В то же время количество сделок для сегмента «Мода и стиль» уменьшилось всего на 1%, а для категории спортивных товаров и вовсе подросло на 7%. Это может означать, что покупатели в этих категория одновременно приобретают несколько продуктов.
Из-за холодной погоды спрос на товары для сада и огорода растет гораздо медленнее, чем весной прошлого года. Напомним, март 2017-го оказался одним из самых теплых месяцев за всю историю метеонаблюдений. Март 2018-го напротив, побил антирекорд. По данным Белгидромета, в прошлом месяце средняя температура по республике была на 2,8°С ниже климатической нормы. По этой причине привычную картину спроса и предложения в категории товаров для дачи, сада и огорода рынок увидит только ближе к концу апреля – началу мая.
В лидерах роста этой весной – сегменты компьютерной и бытовой техники (+17% в визитах и +29% в сделках), товары для дома и интерьера (+7% в визитах и +21% в продажах). В марте 2018 года белорусы также заключили на 18% больше сделок с недвижимостью. На фоне возросшего интереса к покупке или продаже жилья на 11% выросло потребление товаров для строительства и ремонта.
Активно растет сегмент услуг – в прошлом месяце доля визитов в категорию выросла на 10%, а количество сделок – на 19%. Кстати, в марте этого года белорусы чаще всего заказывали именно услуги по строительству и ремонту. На втором месте – категория «Красота и здоровье» (услуги парикмахеров, визажистов, мастеров по маникюру, косметологов). Также белорусы стали больше тратить на товары для праздников. По сравнению с мартом прошлого года, доля заказов в этой категории выросла на 13%.
В среднем на 12% подросло количество покупок в сегменте «Авто и транспорт»: +17% к покупкам легковых автомобилей, +45% к покупкам запчастей, +16% к приобретению аксессуаров для авто (GPS-навигаторы, магнитолы, парктроники и др.). В то же время этой весной белорусы реже покупали мотоциклы (-26.9%) и шины (-16.7%). Снижение спроса в этих категориях может быть обусловлено погодой – в марте 2018 температура редко достигала плюсовых значений, а в первой половине месяца и вовсе колебалась в диапазоне от -3 до -13°С.
2. Автомобили ищут чаще, чем ноутбуки
Анализ поисковых запросов пользователей площадки в марте 2018 года показал, что белорусы чаще ищут автомобили, чем бытовую и компьютерную технику. Так, этой весной пользователи искали машины марки Audi чуть больше 770 000 раз, а ноутбуки – в два раза меньше. Квартиры белорусы ищут на 48% чаще, чем дома, а среди товаров для ремонта двери на 35% популярнее обоев. Список трех самых популярных поисковых запросов в различных категориях выглядит так:
3. Что ждет рынок в апреле/мае?
По прогнозам Kufar в апреле-мае 2018 года спрос на товары для мам и детей, одежду, обувь и аксессуары продолжит снижаться. Зато заметно прибавят в росте такие категории, как компьютерная и бытовая техника, авто, товары для ремонта, стройки и интерьера. К началу мая заметно увеличится потребление товаров из категорий «Спорт», «Сад и огород».