Украденное детство
Война 1941-1945 гг. разрушила судьбы миллионов людей, оставив в сердцах выживших глубокие незаживающие раны. В эпицентр страшных событий попали и мирные жители, насильно вывезенные в Германию на принудительные работы. В их числе оказалась уроженка д. Лесуны Л.И. ЖУРАВСКАЯ, проживающая в аг. Малиновка.
Воспоминания военных лет переносят героиню публикации в детство, полное лишений и бед. Когда девочке исполнилось всего 6 лет, вместо того, чтобы пойти в первый класс, она чуть было не рассталась с жизнью. Её судьба висела на волоске, когда родителей, братьев и остальных сельчан фашисты выгнали на улицу, чтобы совершить над ними жестокую расправу. В этот день смерти избежали молодые и дети. Стариков и больных людей заперли в колхозный амбар и сожгли. Страшные события военного лихолетья навсегда отпечатались в памяти женщины. Всех выживших погрузили в машины и повезли в Речицу, а оттуда — в товарняках, предназначенных для перевозки скота, в Кёнигсберг (ныне — Калининград). Дорога оказалась долгой и изнуряющей. Немцы ни с кем не церемонились. Из еды им давали немного чёрствого хлеба и воды. «Угощали» и консервами из крысиного мяса. Многие предпочитали оставаться голодными. В концлагере было много военнопленных, для оккупантов это была бесплатная рабочая сила для самого тяжёлого труда. Одних распределяли на заводы и фабрики, других — к фермерам. Журавских забрал к себе помещик для работы на земле и скотном дворе. Мать Матрёна смотрела за свиньями, а отец Иван трудился конюхом. Трое детей старались во всём помогать родителям. Семью поселили в отдельном здании на втором этаже. А под ними содержалась домашняя живность. Со временем узники приспособились к условиям. К тому же повезло им с женой хозяина, оказавшейся доброй женщиной. «Она всегда старалась нам помочь, часто приносила чистую одежду, чем-нибудь угощала, — с благодарностью вспоминает Лилия Ивановна. А вот с сыном помещиков нередко дрались. Начиналось всё с обидных слов, сказанных в нашу сторону, после которых в ход шли кулаки». Но больше всего запомнился девочке героизм Матрёны. «Мама на свой страх и риск вечерами кормила военнопленных, возвращавшихся с заводов и фабрик. Для них она варила картофель, который нам удавалось незаметно унести с собой, и впопыхах, чтобы никто не заметил, готовила куриное мясо. Повезло, что мы жили отдельно от хозяев. К сожалению, ежедневный изнурительный труд и постоянный стресс отразились на здоровье матери. После долгожданного освобождения она возвратилась на малую родину уже тяжело больной».
Жизнь в послевоенные годы принесла новые испытания. Из семьи ушёл отец. Поступок родного человека до сих пор острой болью отзывается в сердце пожилой женщины. «Как мы после этого выжили, одному Богу известно, — с грустью произносит Лилия Ивановна. — Первое время ютились в землянке, а потом дедушка помог построить небольшой дом. Мать почти сразу слегла. До тех пор, пока мы не повзрослели, все заботы о дочери взял на себя отец. А спустя шесть лет ухаживала я».
В 50-х годах молодые люди уезжали в Украину на заработки. Голод и безденежье принудили молодую девушку отправиться в путь вместе со сверстниками. На чужбине она познакомилась с будущим супругом, вышла замуж, родила дочь Ольгу. Но из-за пристрастия мужа к спиртному брак дал трещину. И в 1978 году женщина с ребёнком вернулась в Малиновку. Первоначально она работала помощником повара в сельской столовой, потом долгое время — дояркой. А уже перед выходом на заслуженный отдых несколько лет посвятила полеводческому труду. Гордится Лилия Ивановна внуком Андреем, которого воспитывала с младенчества. Сейчас он живёт и работает в Мозыре и часто навещает любимую бабушку. Есть у неё ещё по двое внучат и правнуков, проживающих в Лоеве. Вместе с дочерью Ольгой родные приезжают в гости, чтобы поделиться своим теплом и подарить много радостных и счастливых минут, проведённых вместе. Отрадно видеть, что, несмотря на пережитые тяготы войны, трудности и невзгоды в непростое послевоенное время, Лилия Ивановна по-прежнему остаётся добрым, светлым и приветливым человеком.
Текст и фото
Ольги Крупейченко, «ЛК».