Как "новых тунеядцев" заставят оплачивать коммуналку по полным тарифам?
Варианты обсуждались разные — от коммуналки до санаторных услуг и лечения в поликлиниках и больницах. Остановились вроде только на ЖКУ. «Вроде» — потому что в постановлениях Совмина четко не прописано, мол, не занятые в экономике будут оплачивать то-то и то-то по полным тарифам. Написано, что «после получения комиссией доступа к базе данных информация, содержащаяся в ней, направляется комиссией в течение двух рабочих дней в организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, для определения лиц, оплачивающих услуги с возмещением затрат, к которым относятся плательщики жилищно-коммунальных услуг». Читай, что ЖКУ тунеядцам нужно оплачивать по полной.
Но возникает закономерный вопрос: как будут заставлять тунеядцев, которые не являются собственниками жилья и не оплачивают коммуналку, вносить платежи по полным тарифам?
Вот живет «новый тунеядец», допустим, у родителей или у своей подруги, с которой официально не успели оформить отношения. Своего жилья у него нет. И как в таком случае его заставить платить за потребленные ЖКУ по экономически обоснованным тарифам?
Другой момент. По всему комплексу жилищно-коммунальных услуг в прошлом году белорусы оплачивали почти 70%, остальное — субсидировало государство. С учетом повышения тарифов с 1 января этого года к середине года правительство планирует достигнуть 100%-й оплаты основных услуг, кроме отопления и подогрева воды. И отопление, пожалуй, единственная услуга, которая ударит по кошельку, если платить за нее по полному тарифу. Но достаточно ли одной этой услуги? Оправдаются ли затраты на разработку и реализацию декрета о содействии занятости в таком случае?
К примеру, для реализации норм обновленного декрета в регионах создаются комиссии по тунеядцам. И если раньше комиссии по тунеядцам рассматривали только заявления тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации и просил полностью или частично освободить от уплаты налога, то теперь их функции заметно расширились. Помимо рассмотрения заявления на освобождение от оплаты ЖКУ по полным тарифам, они будут направлять в ЛТП тех, кто ведет асоциальный образ жизни, выдавать направления в центры занятости и т.д. Председательствовать непременно должен глава районного или городского совета депутатов, руководитель администрации района в городе.
В комиссии будут входить депутаты, работники служб занятости, ЖКХ и т.д. То есть столько человек, которые занимают руководящие должности, как минимум 2 раза в месяц будут отвлекаться от основной работы и заниматься «тунеядскими вопросами». По большому счету — в ущерб своей основной работе. Комиссии же нужно время на «всестороннее, полное и объективное», как написано в постановлении Совмина, рассмотрение заявлений.
Еще один интересный момент. Те, кто уволились или были уволены, на протяжении следующего квартала не будут подпадать под действие декрета. Но вот простой пример. Два специалиста уволились в первом квартале: один — 2 января, а в второй — 30 марта. Но чтобы не попасть в число тунеядцев, оба должны найти работу до конца второго квартала. То есть эти специалисты находятся в неравных условиях: у одного на поиск работы есть почти полгода, а у второго — немногим больше трех месяцев. И если кто-то из них не найдет работу к 1 июля, то окажется в рядах тунеядцев.
С теми же уволенными из-за сокращения численности или штата работников, например, ситуация более понятная, у них есть 6 месяцев на поиск новой работы со дня увольнения.
При этом, даже чтобы платить по льготным тарифам в течение 3 или 6 этих месяцев, нужно обращаться с заявлением в комиссию по тунеядцам. Иначе придется платить по полным тарифам. Такая же ситуация с работающими за границей, женами и мужьями военных и молодых специалистов и даже находящимися под меднаблюдением во время беременности и родов.
Но вернемся к теме трудоустройства. Только по официальной статистике, средний период трудоустройства в Беларуси составляет 2 месяца, а средняя продолжительность безработицы — 4 месяца. То есть кто-то находит работу быстрее этого времени, а кто-то — медленнее. А сейчас получается, что на поиск новой работы у тех, кто уволился, 3 месяца. Если «повезло» и ты уволился не ближе к концу квартала, а раньше, то чуть больше времени на поиск новой работы. Только вот спасет ли это специалистов предпенсионного возраста или тех же длительно неработающих, которых, мягко говоря, не все наниматели хотят брать на работу.
Или взять тех же выпускников ссузов и вузов. Допустим, диплом выдали на руки в июне и выпускнику до конца года «кровь из носа», а надо найти работу. Не получилось — попал в тунеядцы. Насколько охотно наниматели берут на работу специалистов без опыта работы, все знают. Пойти на «минималку», так попробуй выжить на 305 (плюс-минус) рублей.
Да взять любого белоруса, который уволился и не хочет попасть в число тунеядцев. У него всего 3 месяца на поиск новой работы. Ему бы время, чтобы прийти в себя от предыдущей работы, отдышаться, отдохнуть, а затем спокойно заняться поиском новой работы, не устраиваясь в первую же подвернувшуюся компанию. Но нет: не хочешь быть иждивенцем — подай заявление в комиссию по тунеядцам, получи 3 месяца на поиски новой работы и иди трудись.