5 перспективных белорусских стартапов
Благодаря Декрету о развитии цифровой экономики, который вступил в силу 28 марта, в Беларуси появляются новые возможности для ведения бизнеса, а ИТ-сектор становится еще более креативным и предпринимательским. Возрастает интерес к продуктовой разработке, появляются новые стартапы.
Екатерина Левая, соучредитель и COO Vione, подготовила обзор перспективных стартапов, которые запустились и вышли на международный рынок в прошлом году и чьи офисы разработки находятся в Беларуси.
— Для формирования этого списка учитывались только новые проекты — те, которые вышли на рынок не раньше 2017 или еще находятся в стадии разработки коммерческого продукта и имеют «доказательства» выхода на международный рынок.
1. Storyline
Storyline — это сервис для создания голосовых приложений без знаний в программировании. С помощью него пользователи могут создавать скилы для голосового помощника Amazon Alexa. Стоит отметить, что лучшее приложение Amazon Alexa Skill of The Year 2017 «Doctor Who — Tardis Sound FX», которое установили более 13 тысяч пользователей, было создано именно на платформе Storyline. В планах проекта — поддержка Google Assistant, Siri, Cortana.
Основатели. Василий Шинкоренко и Максим Абрамчук несколько лет занимались созданием чат-ботов, а в 2017 прошли отбор в американский акселератор Boost VC с проектом бот-платформы для кофеен и ресторанов. Сохранив идею возможности создавать приложения без знания программирования, разработчики Storyline кардинально поменяли область применения, выбрав голосовых помощников.
К слову, согласно последнему исследованию CIRP продан 31 млн устройств Amazon Echo и 14 млн Google Home, что в ближайшем будущем определит спрос на приложения для этих устройств.Монетизация. Проект Storyline выбрал бесплатную модель распространения с возможностью приобрести платную подписку для получения дополнительных инструментов создания голосовых приложений.
Перспективность. По состоянию на февраль 2018 в Storyline зарегистрировано более 3000 аккаунтов пользователей.
2. GiniMachine
GiniMachine — это кредитный скоринг на основе искусственного интеллекта. Решение заключается в том, что при помощи современных методов машинного обучения обрабатываются накопленные данные банков и небанковских кредитно-финансовых организаций для построения моделей оценки кредитоспособности заемщиков. Использование классических методов в работе над такими моделями занимает недели для целых отделов специалистов по банковским рискам, а робот GiniMachine делает это за минуты.
Основатели. Команда в составе Дмитрия Долгорукова, Ивана Коваленко и Юрия Зеленского, применив свой предыдущий многолетний опыт работы в финтехе и разработке программного обеспечения, сделала не только технологический продукт, но и учла обязательства финансовой сферы по соответствию всем требованиям регуляторов.
Перспективность. Пилотные проекты (бесплатная демонстрация работы ИИ — искусственного интеллекта — на реальных данных банков) были запущены в десятках организаций в 17 странах мира. Основатели отметили, что интерес к продукту проявляют ведущие банки со всего мира, включая ABN Amro, ING, Wells Fargo, Agos Ducato и другие.
В США работают более 7 тысяч банков и более 9 тысяч — в Европе, в мире — десятки тысяч, как и небанковских кредитных организаций.
В 2017 объем кредитов, взятых в банках физическими лицами в США побил рекорд и планку в $ 1 млрд. Сколько капитала берет в заем бизнес и точные цифры количества обращений за кредитом в мире доподлинно не известны. Но каждое обращение для кредитора включает особый механизм оценки заемщика, так как своевременный возврат кредита и отсечение «плохих» заемщиков — важные факторы в работе банка. Мир меняется, и возможность за минуты перестроить модель оценки под новые условия в стране и мире дает только скоринг, рассчитанный роботом и основанный на методах машинного обучения.
Монетизация. Имена текущих клиентов и цена не разглашаются, но известно, что модель монетизации — срочная лицензия с ежемесячными платежами за доступ к GiniMachine.
3. Botscape
Botscape — это сервис для онлайн-магазинов с применением искусственного интеллекта для персонализированных предложений покупателям. Решение встраивается на сайт продавца и помогает привлечь покупателей простотой и удобством, позволяя избежать классической регистрации, ввода данных банковской карты, заменив их на авторизацию через Facebook Messenger. Также через мессенджер покупатель может общаться со службой поддержки продавца и сохранять товары, чтобы не забыть купить их в будущем.
Для продавца Botscape собирает ценную информацию о поведении покупателя на сайте, его потребительских предпочтениях, формирует список рекомендованных товаров, которые можно отправить в виде личного сообщения в мессенджер. Все инструменты нацелены на удержание покупателя и рост конверсии по оформлению заказов.
Перспективность. Более 70 магазинов пользуются сервисом Botscape. География клиентов — Австралия, Испания и другие страны Европы и Азии. Проект отмечал возросший спрос на сервис в преддверии рождественских праздников в 2017.
Мировой рынок e-commerce составляет более $ 2 трлн, согласно Statista, и по прогнозам вырастет почти до 4,5 трлн к 2021 году. Чтобы не вкладывать все больше и больше в бюджет на привлечение новых клиентов, вариант удержать существующих — это перспектива для онлайн-рынка.
4. Smartsub
Smartsub — электронный ассистент для автоматизации запуска и ведения рекламы в Google Ads и Яндекс использует искусственный интеллект для выбора наиболее подходящей географии запуска рекламной кампании, ключевых слов, расчета рекламного бюджета и его постоянной оптимизации.
Основатель. Денис Лазаренков еще на старте оценил перспективность рынка, опираясь на цифры отчета Google Economic Impact Report: 1,5 млн компаний и организаций в США используют инструменты Google для рекламы.
Перспективность. На текущий момент у бота 560 пользователей, 65% которых из СНГ.
Монетизация. 16 клиентов заплатили за пользование ботом. С февраля команда перевела ассистента в социальных сетях в бесплатный вариант, но готовится к интеграции с платформами по созданию сайтов — в этом направлении будет развиваться и монетизация.
5. ePlane
Маркетплейс авиационных деталей ePlane включает в себя каталог, который формируется через импорт наименований из внутренней ERP-системы поставщиков. Компания-владелец авиатранспорта в поисках запчастей может воспользоваться поиском по каталогу, который учитывает наименование, цену, географию, наличие сертификатов и многое другое. Оплатить, к примеру, за самолетное крыло, можно банковским переводом, кредитной картой или PayPal.
Центр разработки проекта находится в Бресте, есть офисы в США, Израиле и на Кипре.
Перспективность. В системе ePlane зарегистрировано более 750 компаний, из них число продавцов — около 200. В целом, несмотря на наличие российских и западных конкурентов, рынок авиационных компонентов емкостью в $ 35 млрд готов принять разработки для улучшения взаимодействия продавцов и покупателя.
О стартап-движении на форуме HI-TECH NATION будут говорить Марвин Ляо, партнер одного из крупнейших американских венчурных фондов 500 Startups, и Джоу Шенхун Чоу, соучредитель, президент инвестиционной группы Marvelstone.