"Цены на билеты придется поднимать". Как сейчас работают маршрутчики на междугородных рейсах
Ровно месяц назад белорусов, которые пользуются междугородными маршрутками, ждал неприятный сюрприз: многие перевозчики перестали работать, и добраться, например, в столицу из некоторых городов стало проблематично. Пока проблему продолжают решать на правительственном уровне, AUTO.TUT.BY посмотрел, что на рынке пассажирских перевозок происходит сейчас.
Напомним, вопросы возникли из-за обновленного Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Перевозчики возмутились, власти сказали, что все — для безопасности пассажиров. В итоге месяц назад маршрутки перестали ездить из Полоцка и Новополоцка, Солигорска, Слуцка, Копыля и Бобруйска. На местах назначали дополнительные рейсы автобусов, на вокзалах появились нелегалы. Одни маршрутчики решили начать работать по новым правилам, другие — стали собирать подписи, чтобы отменить неудобный закон. Собрали, между прочим, больше 80 тысяч!
«Сначала думали, что нам конец, но потом разобрались с законом и поняли, что будем ездить»
Минтранс говорит, что «пассажирские регулярные перевозки должны происходить строго по расписанию. Если раньше не все перевозчики могли это сделать, то сегодня на их место пришли те, кто смог так работать». В транспортном ведомстве отмечают, что желающие работать по новым правилам есть в каждой области.
По сведениям Минтранса, на 23 марта с заявками на перевозку пассажиров по 111 регулярным маршрутам к операторам обратился 171 перевозчик. Заключено 38 договоров по 25 маршрутам на 175 автомобилях.
Одним из первых на выполнение регулярных рейсов подал заявление «нерегулярщик», который ездил по маршруту Витебск — Минск и имеет 60 автомобилей (предприятие «Флэшэкспресс»).
— Хотели ездить по своему маршруту, но его не согласовали, только через некоторое время, плюс еще рейсы в Гродно. А сразу предложили нам закрыть направление Слуцк — Минск, — рассказал Вадим, один из учредителей компании. — Мы посидели, посчитали и решили — будем возить. Сейчас ездим 12 кругов, с 29 марта будем ездить 24 круга. Стоимость билетов у нас 6 рублей — такая цена была раньше у «нерегулярщиков». Поднимать не планируем, наша задача сейчас — добавить в схему маршрута сбор пассажиров по городу.
Вадим считает, что для пассажиров ничего не поменяется — «будут ездить так, как и раньше». Забронировать место в автобусе люди могут по телефону или через интернет, купить билет — у водителя.
— Нам тоже не стало хуже. Но если раньше мы могли в ладоши хлопнуть и поехать, то сейчас надо бумажки всякие заполнить. Но даже сейчас перед нами ездят «конкуренты» и собирают пассажиров. Правда, сейчас они уже не «нерегулярщики», а нелегалы.
Вадим уверен, что «нерегулярщики» просто не понимают, что с обновленным законом для перевозчиков коренным образом ничего не поменялось, наоборот, работу им облегчили.
— Чего они боятся… думаю, что больших налогов. А еще они никогда не работали нормально, не знают, что такое Транспортная инспекция, считают, что не нарушали раньше закон, но они ошибаются.
Однако предприниматель отметил, что на уровне информирования «низы» — транспортники и операторы, — неправильно разъясняли новые правила работы, что привело к протесту со стороны «нерегулярщиков».
— Нам на собрании тогда сказали: «Вам конец». А чиновники в Минтрансе говорят: работайте. Кому верить? Начинаешь с этим всем разбираться сам и понимаешь, что никакой не конец. Маршрут реально сделать за 2−3 недели, а не так, как раньше: бегали по кабинетам с бумажками по полгода. Людей просто запугали, и до сих пор «внизу» так и происходит. Если бы до перевозчиков правильно донесли всю информацию, то переходный период прошел бы мягко и пассажиры вообще не заметили бы разницу.
«Билеты на проезд будут дорожать»
Заявку на регулярные пассажирские перевозки подал также один из крупных перевозчиков «Полоцкий экспресс».
— Пока нам разрешили три месяца работать на маршрутах, по которым мы ездили раньше: Полоцк — Новополоцк — Минск, — рассказал глава компании Дмитрий Новицкий. — Работаем так же, как и раньше, изменились только конечные пункты — отправляемся с автостанций. Проезд у нас подорожал на один рубль: вместо 7 стал 8 рублей. Но это связано не с тем, что мы стали «регулярщиками», а из-за того, что очень давно не поднимали расценки, а расходы у нас растут.
Дмитрий Новицкий говорит, что через три месяца должен состояться конкурс (условия которого пока не озвучены), на котором решат, кто из перевозчиков будет работать на маршруте.
— Мы не знаем, выиграем ли его, и находимся в подвешенном состоянии. Конечно, в таких условиях перевозчики волнуются. Никто не хочет сейчас вкладывать деньги в развитие: обновлять парк авто, улучшать мобильные приложения, потому что неизвестно, смогут ли работать и дальше. Но если мы выиграем конкурс, то стоимость проезда вынуждены будем увеличить еще на несколько рублей — у нас ведь появятся дополнительные расходы.
Руководитель «Полоцкого экспресса» говорит, что давно готов был работать на регулярных рейсах, но выступает за то, чтобы некоторые поправки в закон все же были внесены, эти предложения он озвучил на состоявшемся на прошлой неделе заседании Совета по развитию предпринимательства.
— Считаю, что на рейсы протяженностью больше 100 километров перевозчиков должны принимать не по конкурсу, а по заявительному принципу, главное — пусть он отвечает определенным критериям отбора. А пассажир сам решит, с кем ему удобнее ехать. Тем самым решится проблема с мелкими ипэшниками, у которых нет большого автопарка — они не останутся за бортом, а смогут работать и дальше. К тому же надо узаконить работу диспетчерских — они сейчас находятся вне правового поля.
«Ни при каких раскладах в „регулярщики“ не перейду»
Одним из проблемных направлений из-за нового закона стал Солигорск. Сейчас там в регулярном сообщении перевозят пассажиров три организации, две из которых — частные. «Нерегулярщики», которые раньше работали на этих направлениях, также возобновили свою работу. Но работают по-старому.
— Нам все равно, как в нашем регионе работают «регулярщики», — мы с ними не пересекаемся, работаем, как и раньше, по своей схеме. Например, я могу собирать своих пассажиров на тридцати остановках Солигорска, «регулярщики» такого не делают, — рассказал ипэшник Валерий, который на нерегулярном рейсе Солигорск — Минск работает уже 12 лет. — При этом на каждый рейс мы заполняем заказ-наряд, договор фрахтования и список пассажиров.
Кстати, AUTO.TUT.BY стало известно, что в других регионах Беларуси перевозчики идут на хитрости: перед поездкой сообщают своим пассажирам, что сейчас они якобы поедут на свадьбу или похороны какого-нибудь дяди, мол, организованная группа. Все это для того, чтобы соответствовать требованиям закона.
Валерий говорит, что из-за новых требований закона работать им стало тяжелее, но переходить на регулярные перевозки он, как и многие его коллеги «нерегулярщики», не планирует. Говорит, что сейчас у него есть выбор: «могу возить пассажиров по маршруту Солигорск — Минск, в другой раз могу возить по заказу какую-нибудь организацию».
— Я забочусь о том, чтобы мой автобус был ухожен, с хорошими сиденьями, работающим кондиционером летом и отоплением — зимой. В «регулярке» так не будет — там перевозчик старается сэкономить на всем, потому что знает, что у него есть стабильный маршрут, по которому он ездит, так зачем ему вкладываться? Поэтому пассажиры и жалуются на их рейсы: кому-то дует, другим холодно. Да вы посмотрите, даже сейчас, при одинаковой стоимости поездки, желающих ехать с нами больше, чем с «регулярщиками». Люди сами решают, что предпочесть, если есть выбор — их не обманешь.
По итогам прошедшего месяца ясно одно: закон отменять все же не будут. Однако в правительстве решили создать рабочую группу, так что есть надежда, что самые «неудобные» статьи документа все же со временем подкорректируют.