Однако, дом: как живут люди в экстремальных условиях крайнего Севера и не жалуются
То, что мы называем «оранжевым уровнем опасности» из-за мороза минус 20, северные народы расценили бы как потепление. Они привыкли жить в гораздо более суровых условиях без центрального отопления, горячей воды и капремонта. Просто они знают, как построить теплое жилье даже среди ледяной пустыни. Сегодня мы расскажем о национальных домах народов Севера — чумах, ярангах и иглу, которые до сих пор используются местными жителями.
Увезу тебя я в тундру
По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Это универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством — ненцев, хантов, коми и энцев.
По сути, это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.
Есть летний и зимний вариант чумов. Летом он накрывается корой, или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой же используют шкуры оленей, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры.
Как правило, чум оленеводов состоит из 20−40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.
С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.
Где чукча ждет рассвета?
Песня «Чукча в чуме ждет рассвета», будет правдивой только в том случае, если чукча приедет к ненцу в гости — на самом деле, национальное жилище народов Чукотки — яранга. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча».
Яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.
Яранга состоит из двух половин: полога и чоттагина.
Чоттагин — это хозяйственная часть яранги. Это холодное помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.
На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами шерстью внутрь. Это полог — жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду, а в зимнее время и едят. Отапливается полог от жирника или керосинки.
Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную емкость, справляют тут же, в пологе.
В яранге может быть как один полог, так и два, и даже три. В пологе живет одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время ставится второй полог. Но со временем молодым нужно будет собрать свою ярангу.
Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию, в этой части жилища почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.
В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.
Где же взять дрова для костра, если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10−15 см. длины.
Экономия и рациональность — главные критерии жизни оленевода.
Ледяной теплый дом эскимоса
Соседи чукчей — эскимосы, — зимуют в «ледяных избушках», которые называются иглу. Это арктическое жилище, в котором можно выжить даже без отопления.
Иглу представляют собой куполообразные постройки из снежных блоков. Обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3−4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.
Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.
Несмотря на всю простоту, построить иглу своими руками не так-то легко. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1−2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике. В одиночку эскимос за 3−4 часа сооружает снежную хижину для всей своей семьи. Самая сильная пурга в хижине не слышна. «Кирпичи» плотно срастаются, к тому же хижина смерзается от разогрева внутри.
Внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают. Чем сильнее на улице мороз, тем более высокий нагрев может выдержать иглу изнутри. Ведь намокший снег теряет свои теплозащитные свойства и легче пропускает холод. Пробравшись сквозь толщу блока, мороз подмораживает начавшую таять внутреннюю поверхность стен, и температурное давление снаружи и изнутри уравновешивается.
А как под снегом дышится? Нормально. Ведь если вход в иглу устроен ниже уровня пола, то отток из нее тяжелого углекислого газа и приток взамен более легкого кислорода обеспечены. К тому же, такое расположение входного отверстия не позволяет уходить из жилища теплому воздуху — он, как известно, легче холодного. Впрочем, для легкости дыхания в своде иглу пробивают вентиляционное отверстие.
Вообще, теплопроводность снежного купола мала, и плюсовую температуру в хижине поддержать легко, часто для этого достаточно тепла, выделяемого спящими людьми. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, поэтому в иглу достаточно сухо.
Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники.