"Ислам - лучшее, что случилось в моей жизни". Мусульманки рассказывают про красоту, стиль и веру
Девушки, исповедующие ислам, рассказывают, как хиджаб поменял отношение к ним окружающих и как религия изменила их жизнь.
Анна
Ане 22 года, ее папа — татарин, а мама — белоруска. Она приехала в Минск на учебу из Витебской области, когда поступила в Минский областной лицей. В это время и началось ее самостоятельное изучение ислама.
— Мои мама и папа никогда мне ничего не навязывали, за что я им очень благодарна. Но интерес к своим корням, предкам и исламу проявился сам. Меня очень вдохновила семейная легенда о ксендзе, который принял ислам, потому что полюбил мою прапрапра-и еще много раз прабабушку.
После поступления в университет Аня начала ходить в мечеть.
— В нашей городской соборной мечети — чудесные люди. Всегда подскажут и покажут, что надо делать и к кому нужно идти, если тебя волнует какой-то вопрос. В мечеть часто приходят девочки, которые не знакомы с исламом, но очень интересуются и, возможно, в будущем его примут. Они часто приходят в мечеть в простой одежде — джинсах и кофтах. Есть, конечно, каноны, но в нашей общине вряд ли кто-нибудь осудит, и уж тем более никто не закидает камнями.
— Я стараюсь соблюдать нормы шариата — носить платья в пол, покрывать голову, потому что женщина не должна выглядеть вызывающе. Я не замужем, меня никто не заставляет, просто мне самой нравится так одеваться. Мне кажется, что хиджаб влияет на самоощущение. Я чувствую себя очень защищенной и женственной, когда я в платке, а длинное платье — самый красивый предмет гардероба, на мой взгляд. Вообще, хиджаб в переводе с арабского — это покрывало. В арабских странах женщины еще могут носить паранджу — это ткань, которая покрывает все тело. Я кроме платка могу себе завязать тюрбан — но нужно обязательно закрыть шею. Обожаю украшать тюрбан стразами, брошками и булавками. Мне кажется, что тюрбан и хиджаб — такие вещи, которые подойдут любой, нужно просто подобрать свой способ, как его завязать, а способов этих — тысячи.
— Не могу сказать, что платок на голове — это только традиция ислама. Недавно мне подруга, которая занимается изучением белорусского этнического костюма, показывала "строй" замужней женщины. Так вот, мне показалось, что он абсолютно такой, как принято в исламе — открыты только лицо и руки.
— Когда ты носишь хиджаб, то хочешь или не хочешь, но привлекаешь к себе внимание горожан, ведь у нас в городе сейчас нет большого этнического разнообразия. Бывали, конечно, забавные случаи: как-то раз я ехала в автобусе в мечеть, а по дороге встретила веселого дедушку. Он подошел ко мне и спросил: "Девушка, а вы, наверное, дочка турецкого хана?" Я ответила: "Нет, я правнучка Чингисхана". Мы посмеялись и разошлись.
— Сейчас на улице зима, поэтому тюрбан или хиджаб носить очень кстати. Тепло, но при этом стильно. Меня радует, что Доменико Дольче и Стефано Габбана представили коллекцию для мусульманок год назад. Там такие красивые платья! Я думаю, что вслед за такими мэтрами подтянутся и другие бренды, масс-маркет. Все-таки мусульман в мире очень много, и среди них достаточное количество богатых людей, для которых выглядеть красиво — важно. Я довольно редко читаю модные журналы, в основном смотрю блоги о моде, которые ведут девушки-мусульманки, и у них сотни тысяч подписчиков! Странно, что индустрия моды только сейчас начала обращать внимание на мусульманок, потому что для нас модная, но скромная одежда очень важна.
Светлана
— Самое лучшее, что случилось в моей жизни, это — ислам! — говорит Светлана.
Женщина по национальности белоруска, работает заведующей магазином, одна воспитывает ребенка (родила его в браке, в котором состояла до принятия ислама).
— Иногда людей удивляет, как так получилось. Часто разговор со мной малознакомые начинают так: «Муж мусульманин»? Отвечаешь: «Нет»! «Ааа, так вы татарка?» (Думают, что я мусульманка по рождению и у меня нет выбора). Отвечаешь: «Нет!» Тут обычно вопрошающий теряется и не понимает: а почему тогда в исламе? Но это мой собственный выбор. Я думаю, что если человек узнает истинный ислам и насколько он красив, справедлив и прекрасен, то просто не захочет другой религии. Ислам — это религия мира, а мотивы тех, кто выставляет его в нехорошем свете, мне неизвестны. Но я уверена, что люди, которые совершают теракты и убивают, к исламу не имеют отношения. Ведь в Коране сказано: «Человек, который убил одного человека, подобен тому, кто убил все человечество, а человек, который спас одного человека, подобен тому, кто спас все человечество».
Гардероб Светы должен быть сообразным требованиям ислама, но, по ее словам, это совсем не сложно:
— Покрывать голову для женщины — обязанность, которая вменяется ей религией, это касается не только ислама. С момента принятия этой веры (в исламе я 5 лет) моя одежда стала закрытой, но платок я надела не сразу, более того — даже не собиралась. Полтора года назад я впервые пришла в мечеть и надела хиджаб в знак уважения к дому Всевышнего. Когда уходила, то снимала, но мне хватило всего пары раз, чтобы понять: я хочу носить платок, потому что он дает мне чувство защиты. И когда я это осознала, то начала носить платок везде, кроме работы. Я не спрашивала у начальства разрешения на ношение платка, но почему-то была на 100% уверена, что мне этого не разрешат делать. Я просила Всевышнего, чтобы он помог мне, поскольку очень хотела носить платок (мне грустно, что на работе приходится быть с открытой головой). Но однажды я все-таки набралась решимости и спросила у своей начальницы, нельзя ли мне носить платок, она сказала: "Это ваше право". В тот момент не было никого счастливее меня.
Но не забывает Светлана и о теле.
— Как и любая женщина, я стараюсь следить за тем, как я питаюсь и как я выгляжу, дома делаю разные упражнения для поддержания красивой фигуры. Сейчас 21-й век, и процедуры по уходу за собой можно сделать дома, вызвав мастера, не обязательно даже посещать салон. Из косметики я использую тушь, сурьму (оказывает хорошее действие на веки, полезна для глаз и является сунной пророка, то, что пророк Мухаммед рекомендовал) и румяна, не более того.
Светлана считает, что ислам никак не ущемляет права женщины.
— Наоборот, у мусульманки много прав. Неуверенность женщины в себе не имеет никакого отношения к исламу, это, скорее, проблема неудачного мужчины рядом с собой, и я лично знаю очень много таких примеров и среди представительниц других религий. В некоторых странах границы между религией и культурой стерлись, что оказало влияние на представление о положении женщины в исламе. Хотя ее положение — самое высокое. Пророк Мухаммед говорил, что рай находится под ногами матерей, что указывает на необходимость ее почитания и уважения. Мужчина, например, может жениться только в случае, если он способен содержать свою семью, что снимает с женщины необходимость в бесконечном труде на работе и дома, освобождая ей время на воспитание детей и саморазвитие. Работать ей или нет — решение индивидуальное и добровольное. Но разве для того, чтобы себя реализовать, нужно впахивать на двух работах (работа и дом)? Ислам заботится о женщине, давая ей возможность сохранить себя для своей семьи. Может, кому-то это кажется ущемлением прав женщин, но думаю, что многие хотят быть любимой женой, матерью и воспитать достойное поколение.
Анна из Лиды
Анна родом из Лиды, из татарской семьи. С детства она была погружена в традиции своего народа, потому что ее отец был председателем местной общины татар.
— Мы всегда отмечали религиозные праздники, соблюдали намаз, Рамадан. Религия всегда была частью нашей жизни. Несмотря на это, школьные годы у меня прошли, как у всех. Мои родители не заставляли меня носить хиджаб, они считали, что это мое личное дело и выбор. После школы я поступила в медицинский университет на факультет стоматологии. Переехала в столицу и тут же продолжила искать связь со своими братьями и сестрами по вере, чтобы не отрываться от знаний. Пошла в нашу минскую соборную мечеть на курсы для девушек. И только тогда, на занятия в мечеть, начала надевать платок. Первое время выходила из дома без хиджаба и, чтобы никто не видел, завязывала его на вокзале или прямо в мечети, а после занятий снимала. Казалось, что люди вокруг смотрят на меня с предубеждением, если я иду по улице в платке. Я и сейчас ловлю на себе разные взгляды: кто-то смотрит с интересом, кто-то с осуждением — понаехали, понимаешь ли. Смешно, но я же не могу ходить с табличкой «Мои предки здесь с 14-го века живут».
Родители уговорили Анну во время учебы платок не носить.
— В университете были негативные примеры, когда девушки в платках не допускались до экзамена с аргументацией, что у нас так не принято. Поэтому мы опасались конфликтов. Дело в том, что в вузе было много иностранцев-мусульман, а иногда преподаватели относятся к ним с предубеждением. Поэтому даже мне, хоть я и гражданка Беларуси и выросла здесь, доставалось: приходилось доказывать на экзаменах, что я знаю не хуже других, более рьяно. К сожалению, уезжая из дома в чужую страну, некоторые перестают соблюдать религиозные законы, ведь здесь все дозволено. Но дело ведь не в том, что ислам такой, а в том, что это совсем молодые люди, которые оторвались от родителей. Хотя ислам предписывает нам стремиться к знаниям, и вряд ли можно сказать, что прогуливание пар и походы в клубы с точки зрения ислама можно одобрить.
После университета девушка поехала в Стамбул изучать основы веры в медресе — это религиозная школа.
— В нашем аэропорту меня по сто тысяч раз осматривают, часто отправляют на личный досмотр, хотя я всегда думала, что на террориста не похожа. Такое, кстати, происходит и на спортивных мероприятиях. Иногда мы с мужем ходим на хоккей, и меня досматривают несколько раз. То же самое в метро — всегда сумку проверят, но я не расстраиваюсь, стараюсь думать, что эти проверки нужны для безопасности.
После возвращения в Минск девушка вышла замуж, через год у нее родился ребенок.
— На свадьбе никях — молитву, которая соединяет пары в исламе — нам читал сам муфтий. Это большая честь для нашей семьи. На свадьбе не было танцев, громкой музыки и алкоголя, но всем понравилось. Платье на мне было обычное, европейское, но длинное, с рукавами, и специальный платок — фата со шлейфом.
У Анны дома более ста платков. Большую часть она привезла из Турции, а что-то подарили друзья и знакомые.
— Не знаешь, что подарить мусульманке — подари платок, — смеется девушка. — Бывает, подходят на улице и спрашивают: «Вы по-русски говорите?». Я понимаю, что платок привлекает в какой-то степени внимание. Но больше всего люди удивляются мне в аквапарке. Я люблю купаться и кататься с горок. Но чтобы там плавать, я надеваю специальный костюм, он похож на водолазный — буркини. Это свободные штаны, туника и капюшон. Один буркини я купила в магазине, а второй пошила сама — розовый, очень стильный и нежный.
Требования к одежде не вызывают у Ани дискомфорта, она говорит, что, наоборот, чувствует себя более собранной.
— Я знаю, что надела хиджаб и платье в пол, потому что религия так гласит, а не из-за моды. Это сдерживает, настраивает на какой-то осознанный образ жизни. Согласно исламу женщине нельзя сильно привлекать к себе внимание. Например, духи на людях — нехорошо, чтобы не вызвать у мужчин желания. Макияж должен быть незаметным, можно подкрашивать брови, но выщипывать саму бровь нельзя, что-то убрать над веком — да, но менять форму бровей нельзя. Сюда же относят таутировки. Хной — временные — можно делать, но только на тыльной стороне ладони. Я, например, делаю рисунки хной на локтях, мужа порадовать.
— В целом я всегда стараюсь выглядеть так, чтобы производить хорошее впечатлнение, но не быть вызывающей. Потому что я понимаю, что по мне люди в какой-то степени тоже будут судить и про ислам. И мне важно, чтобы окружающие думали не «понаехали», а чтобы у них после встречи с мусульманином осталось желание понять, что это прекрасная религия мира, которую чтут хорошие люди.
Сюзанна
Сюзанна сейчас изучает мировую экономику в БГЭУ. Она учится на последнем курсе.
— Родилась я здесь, мама белоруска, папа — азербайджанец. Но для меня национальный вопрос очень сложный — пока я не определилась, к какой нации я ближе.
— Начала носить хиджаб, когда мне было 18. В день рождения, 1 августа, у нас был праздничный день — пятница, когда мусульмане идут на молитву в мечеть. В этот же день я отдавала документы в университет. Я пришла на факультет, посидела там в обычной одежде, потом надела платок, кардиган — так и пошла в мечеть. Это было где-то четрые года назад. На первом собрании с одногруппниками я была без платка, и когда я общалась с ними в начале семестра, то никто не вспомнил, что я его не носила. Меня просто приняли как иностранную учащуюся. Многие преподаватели до последнего дня думали, что я из какой-то другой страны, а я с охотой им подыгрывала.
— Очень быстро выработалось ощущение, что без платка мне очень неудобно. На первых порах я была рада, что у меня получилось в принципе его носить, что я смогла это сделать. Ношу повседневно пять платков, но один платок тремя способами можно завязать — и будут разные образы. В мусульманской культуре хиджаб — это защита тела женщины, сексуальности, ее способности привлекать мужчин. Это железные двери, чтобы на нее не засматривались те люди, внимания которых она не хочет. К тому же длинный наряд — это регулировка демонстративности. Для меня мини-юбки и декольте — это вульгарно.
— Мне нужно каждый день ходить на работу, а потом бежать на третью смену в университет, поэтому длинное платье — не очень практично, я в основном надеваю джинсы либо офисные брюки, а сверху — кофту вместе с жилеткой (она достаточно длинна, до середины бедра) или какую-то тунику. Мы с мужем пришли к мнению, что если я хочу работать, учитывая, что мы живем не в мусульманской стране, мы должны принимать во внимание ее традиции и то, как тут принято одеваться. Даже если я надеваю рубашку с горлышком, то люди на меня смотрят гораздо меньше, когда я в классическом хиджабе.
— Мусульманки тоже хотят быть модными и стильными. Я даже думаю, что сейчас, если ты носишь свободный балахон, это больше привлекает внимания, чем если ты просто выберешь что-то из коллекции какого-нибудь модного дома. Многие женщины в арабских странах носят абаи, но в Коране не сказано, что одежда должна быть обязательно черная. Наоборот, сказано, что мы должны быть одеты опрятно и красиво, но не вызывающе. И многие девушки, я думаю, в силу того, что не умеют подбирать вещи так, чтобы было и красиво, и не вызывающе, часто идут по простому пути — выбирают одежду черного цвета.
Юлия
Юлия приняла ислам семь лет назад, после окончания университета. Девушка — экзистенциальный психолог, она работает с мусульманами и немусульманами. Желание перейти в ислам было связано не с семейными обстоятельствами, а с внутренней потребностью найти ответы на вопросы о смысле своей жизни.
— До ислама я была христианкой, католичкой. Но в какой-то момент я четко поняла, что только ислам дает ответы. Изучение Корана меня убедило, что это текст, который не может быть написан человеком, а только Богом. Переход в ислам совсем не сложный. Для того, чтобы стать мусульманином, надо сказать, что нет Бога, кроме Бога, и что последний проповедник Бога на земле — Мухаммед (с.а.с.), а дальше — жить по моральным и нравственным законом ислама. Но желательно, чтобы рядом был верующий человек, свидетель.
Родители Юлин выбор приняли с уважением.
— Я думала о том, что люди будут говорить, поэтому хиджаб начала носить не сразу, а лишь прошедшим летом. Мои родители — добрые люди, но есть же другие, которые любят обсудить на кухне, почему это дочь соседей в платке ходит? Может быть, ее в ИГИЛ завербовали? Но ислам учит нас миру и добру, дружбе между народами и религиями, а к жажде власти приплетают все что угодно. Надо понимать, что во всех религиях есть и плохие, и хорошие люди.
Сейчас Юлия изучает арабский в мечети, чтобы начать читать Коран на нем.
— Когда я пришла в мечеть, то нашла там настоящих друзей и поддержку. До этого я не могла понять, что означает выражение "брат и сестра по вере", а теперь мне посчастливилось узнать. В мечети можно задать любой волнующий тебя вопрос: про смысл написанного в священном тексте, про одежду или про отношения с другими людьми. Но не стоит верить всему, что пишут про ислам в интернете.
Девушка всегда одевается согласно законам шариата.
— Принимая клиентов, я тоже так одета. Обычно ни у кого вопросов не возникает, и еще не было случая, что от меня кто-то ушел, потому что я мусульманка. Летом мне нравятся светлые оттенки в одежде, на праздники — ярче. Есть девушки, которые очень любят украшения. Но я думаю, что в повседневной жизни на работу со стразами не пойдешь. Из косметики я пользуюсь тушью и румянами. В целом мой стиль всегда отличался минимализмом.
— Сейчас платок я не снимаю. Не потому что мне нельзя, а потому что так угодно Богу, а он не может желать человеку плохого. К тому же я думаю, что раскованность и расрепощенность в одежде приводит к тому, что женщины становятся объектом, атрибутом мыслей и желаний мужчин. Муж может одевать жену хорошо, но все на показ, для статуса. Женщины везде жалуются, что их не ценят, не воспринимают как личностей, но ведь и сами они показывают в первую очередь не качества личности или свою эрудицию, а тело. И чего тут можно ожидать? Конечно, все смотрят на ноги, бедра и грудь. А мусульманки одеваются для дома, мужа и себя.
— Я думаю, что мода — это феномен, далекий от скромности. А скромность — это важная добродетель для мусульманки. Очень важно, даже рекламируя товары, не вызвать негативных мыслей. Мусульманская женщина — она красива и внутренне, и внешне. И эта гармония передается энергетически, через добро, нежность и уважение к людям вокруг себя.