Сергей Варивода: Экспедиция в горы Вирунга: спецназ против обезьян
Белорусские альпинисты при поддержке спецназа Конго и Руанды впервые водрузили национальный флаг на вершинах Ньирагонго и Карисимби горного массива Вирунга в Африке.
Провинция Северное Киву в Демократической Республике Конго (ДРК) – не лучшее место для прогулок. Но на границе этой провинции с Руандой и расположен горный массив Вирунга, крайне редко посещаемый альпинистами и горными туристами.
Задача прохождения горного массива из восьми вулканических вершин в рамках альпинистского проекта «Семь вершин» ставилась давно. Но все никак не удавалось выбрать окно в стычках проправительственных сил и повстанцев. Впрочем, повстанческие группировки Северного Киву сильно смахивают на бандитские формирования.
В конце концов, авиабилеты оказались куплены, а рюкзаки упакованы для горных восхождений. Первого января нового года 12 белорусских альпинистов, в том числе шесть женщин, направились в центральноафриканский регион. Дорога предстояла длинная: из аэропорта Найроби через территории Кении, Уганды и Руанды к республике Конго (бывший Заир).
Местный водитель Ричард старательно выбирал «правильные» погранпереходы и наотрез отказался въезжать в Конго по кратчайшему пути из Уганды. Где-то в тех краях накануне, в декабре 2017-го были убиты 19 и ранены более 50 военнослужащих сил ООН в результате ночной атаки экстремистов.
Шататься по горам на таком новостном фоне – удовольствие не из приятных. Восемь вулканов Вирунга явно не стоили потенциальных проблем при встрече с бандитами.
Поздним вечером 7 января группа поднялась на край кратера одного из самых впечатляющих вулканов планеты – Ньирагонго. Лавовое озеро Ньирагонго является крупнейшим на планете. 6-часовой несложный подъем по языкам застывшей лавы и кускам вулканического камня – и экспедиция достигла отвесных стен кратера вулкана, на дне которого в форме правильной «таблетки» плескалось лавовое озеро.
Множественные «протуберанцы» лавовых выбросов ярко освещали темное небо. Раскаленное озеро постоянно меняло рисунок ярких линий кипящей лавы, пробивавшейся из-под застывающей корки. В общем, оно того стоило. А стоило оно 300 долларов с восходителя.
Еще 105 долларов США с вас возьмут за въездную визу. И это в Конго!
При въезде проверят наличие сертификата о вакцинации против желтой лихорадки и померят специальным прибором температуру вашего тела.
На всем пути к вершине группу сопровождает конголезский спецназ. В нашем случае солдат было 7-8, а вооружение исключительно стрелковое, советское, включая старенькие автоматы АК-47. Спецназ отрабатывал честно, хотя и без излишнего энтузиазма.
Скатившись с Ньирагонго, альпинисты максимально быстро покинули территорию ДРК, перебравшись в соседнюю Руанду. Нам казалось, что восхождения с руандийской стороны будут спокойнее.
Собственно говоря, высшая точка горного массива находится прямо на границе двух государств. И восхождение на Карисимби (4507м) возможно с территории ДРК. Но не желательно. Это стало понятно, как только мы увидели посыпавшихся из кузова военного грузовика солдат руандийской армии.
Белорусскую экспедицию из 12 человек сопровождал полноценный взвод с разведгруппой, гранатометчиками, пулеметчиками и стрелками из все тех же автоматов Калашникова.
И это все за наши 400 долларов с человека, уплаченные за пермит, безопасность и дополнительные услуги.
Я не специалист в области военного дела, но, как мне показалось, военные работали профессионально. Разведка выдвигалась чуть вперед, командир регулярно расставлял и снимал посты по мере нашего продвижения по черной грязи руандийских болот под сенью поющих джунглей «Черного континента».
На наши вопросы, а от кого столь внушительная защита, спецназовцы отвечали уклончиво, мол от нападения обезьян, буйволов и прочей дикой скотины.
В это верилось с трудом, но переспрашивать никто не решался. Лагерь на 3500м солдаты взяли в плотное кольцо, расставив посты на всех направлениях.
Прежде, чем приставленный к нам проводник на утренней зорьке 11 января повел группу в сторону вершины, спецназ перегруппировался, провел разведку вершины и занял «боевые позиции».
Последние пару километров приходилось пробираться через плотные заросли лиан, корневища деревьев и лес диковинных растений. Что там альпинистский рюкзак, вот ручной пулемет тащить через такие джунгли – вот это работенка!
Тем не менее, к 8 утра первые участники экспедиции достигли вершины, страдая от ледяных порывов ураганного ветра. Погода не задалась. Но как знать, может потому и партизаны поленились вылазить из землянки?!
Как бы там ни было, быстро растянув флаги страны, телеканала ОНТ и любимых организаций, мы организованно отступили к подножию Карисимби. Казалось, все самое интересное уже позади. Ан нет!
Деревенский петух из крайней хаты африканского селения уже был слышен в хоре поющих джунглей, когда нашу дорогу перегородило … стадо горилл!
Гориллы продумали операцию не хуже руандийского спецназа. Пропустив вперед основную часть группы, а заодно и гранатометы-пулеметы, стадо отрезало путь вниз для нескольких отставших альпинистов и группе прикрытия из четырех стрелков.
По правде говоря, я ни на минуту не сомневался, что солдаты смело ринуться вперед, а то и начнут палить в воздух для устрашения противника. Но не тут-то было!
Запихнув «калаши» в рюкзаки, рейнджеры сделали страшные глаза и потребовали от нас немедленно покинуть «проезжую часть», хотя в джунглях это сделать было явно не просто. Нам было разрешено, потупив глаза, смотреть на собственные грязные ботинки и не дышать, как на приеме у врача-терапевта. Сами солдаты при этом стали издавать какие-то мучительные и жалобные звуки, смысл которых был, похоже, продемонстрировать старшему горилле, самцу двухметрового роста, что «мы в восхищении».
Все испортила Инна. Ну как можно было не обратить внимание умчавшихся вниз подруг на такую возможность сделать великолепное селфи с гориллами! Ее истошный вопль: «Марина! Гориллы!!!» вызвал больший переполох среди руандийских бойцов, чем угроза нападения целого бандформирования.
Стремясь загладить конфуз перед старшей обезьяной, спецназ сосредоточился на запихивании Инны в джунгли, чем спровоцировал еще больший инцедент. Джунгли – не чемодан, просто так туда не впихнешься, что Инна продемонстрировала на глазах совсем ошалевшей военной группировки.
Ноги поехали вперед, все остальное назад и торчащие грязные ботинки Инны аккурат перекрыли дорогу «старшому». Горилла тоже похожа не была готова к подобному развороту событий, чем и воспользовались доблестные воины, запихнув наконец-то белорусскую альпинистку куда подальше. Слава Богу, в горизонтальном положении альпинист проникает в джунгли, как нож в масло.
Быстренько построившись и сделав нам «страшные глаза», воины замычали еще более жалостливо и протяжно. Этакий «плач Ярославны» длился до тех пор, пока вожак стада не удалился на безопасное расстояние. Однако выходить на тропу по-прежнему никто не решался.
Тихо крадучись по зарослям, мы старательно обходили каждую обезьянью физиономию, торчащую из кустов. Как мне показалось, обезьяны нагло улыбались нам в след. Пять минут позора – и мы ретировались с поля так и не состоявшегося боя.
Получив свои чаевые, спецназ отправился на базу, а мы – на долгожданную Родину.
Горы Вирунга пройдены, флаги растянуты. Позади малярийные комары, звенящие до одури джунгли и хохочущие в кустах обезьяны. Ну да ладно, главное, кабы не было войны…