"На каждой станции - свои правила". Как мы проходили техосмотр
По предварительной версии, у грузовика, сбившего девочку на переходе у ТЦ «Замок», отказали тормоза. Позже выяснилось, что автомобиль два года не проходил техосмотр. Но действительно ли процедура техосмотра позволяет избежать таких трагедий или это формальность и давно пора процедуру менять? Во время дискуссии с представителем УП «Белгостехосмотр» этот вопрос мы для себя не выяснили, но узнали, что все станции техосмотра имеют единый стандарт проверки авто. Три автомобиля отправились на техосмотр, а затем мы сравнили результаты.
Замечают не все неисправности
Мы выбрали одну из станций, которая проводит государственный технический осмотр транспортных средств. Испытуемый автомобиль — Peugeot 307 SW 2006 года выпуска с пробегом 240 тысяч км.
Специально автомобиль для техосмотра мы не готовили, хоть неисправности были известны: неотрегулированы фары, отсутствует задняя щетка стеклоочистителя, тормозные диски и колодки требуют скорой замены, но еще в рабочем состоянии (вердикт СТО, где обслуживается автомобиль).
Что скажут специалисты после осмотра на линии?
Первой претензией стал внешний вид автомобиля, а именно — грязный кузов. Так что перед заездом на линию пришлось побывать на ближайшей мойке.
Процедура техосмотра заняла примерно 20 минут. Специалист проверил фары, выявил их неправильную регулировку — светят вниз. Обнаружил неработающую «противотуманку». А вот отсутствие сзади щетки стеклоочистителя не привлекло внимания, хотя если конструкцией транспортного средства она предусмотрена, то должна быть.
Были определенные опасения по поводу работы тормозной системы. Но по итогам проверки все оказалось в порядке — тормоза соответствуют нормам. Диагностика подвески и рулевого управления тоже не выявила никаких проблем.
В процессе диагностики инженер ни разу не сел за руль авто. Все его команды выполняем мы сами. Поэтому осталось загадкой, как удалось измерить люфт в рулевом управлении и проверить исправность гидроусилителя. А ведь эти вещи непосредственно связаны с безопасностью.
В диагностической карте, которую нам выдали после техосмотра, были указаны неисправности, которые нужно устранить в 20-дневный срок, а также результаты измерений показателей торможения и чистоты выхлопа. Но легкое неудовлетворение осталось — нам хотелось более тщательного осмотра и более придирчивого контроля. А так выходит, что учли только критические неисправности. А то, что тормозные колодки почти стерлись и завтра могут свою функцию не выполнить, никого не насторожило.
При следующем посещении станции диагностики проконтролируют только те узлы, которые не соответствовали нормам в предыдущий раз. Проверка наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки стоит 3,5 рубля. Диагностика светотехники стоит 4 рубля. Общая сумма за техосмотр пока составила 20 рублей 10 копеек. Дорого? На самом деле нет. За эти деньги автовладелец получает, по сути, полноценную диагностику своего автомобиля.
— Опытные автомобилисты уже давно посчитали — если поехать на диагностику на какое-нибудь СТО, то отдашь раза в три больше. Поэтому часто бывает, что к нам записываются просто прогнать автомобиль через линию, узнать, что не работает и требует ремонта, — рассказал инженер станции техосмотра.
На станции нам также признались, что автомобилей действительно стало заметно меньше по сравнению с этим же периодом прошлого года. Но в некоторые дни через линию проходит до шестидесяти машин в день. Самый большой наплыв ожидается за несколько дней до конца года. Пока очередей нет.
По данным УП «Белгостехосмотр» из 215 тысяч автомобилей, не прошедших техосмотр с первого раза, половина отсеялись по причине неисправности тормозной системы.
После введения пошлины на допуск к участию в дорожном движении (дорожный налог) количество желающих проходить техосмотр резко уменьшилось. Заместитель начальника УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский заявил, что в этом году не прошли техосмотр 1,2 млн автомобилей. Это почти треть от общего количества зарегистрированных авто в республике.
Прошел техосмотр с незаводским ксеноном
Следующим на техосмотр поехал Андрей, владелец Mercedes-Benz E-класса. Автомобиль для наших широт «свежий» — 2002 года выпуска с пробегом около 300 тысяч километров. Андрей машину приобрел несколько месяцев назад и тщательно приводил в порядок, доводя до идеального состояния, и лишь затем поехал на техосмотр.
— Когда купил машину, понял — свет здесь просто никакой, тусклый. На дороге ничего не видно. Это характерная болезнь этой машины, проявляющаяся спустя лет 10 эксплуатации. Поэтому восстановил отражатели и установил в фары ксеноновые лампы. Да, незаводские. Но замечу, что на Mercedes и для галогенок, и для ксенона используются одни и те же рассеиватели. А на СТО отрегулировал свет по всем требованиям, так что уверен, что никого не слеплю. Других неисправностей перед ТО не было, — рассказал Андрей.
До покупки Mercedes Андрей шесть лет лет проходил техосмотр на одной и той же станции. Теперь она закрылась, так что вместе с машиной пришлось поменять и станцию техосмотра.
— Раньше было так: на этапе проверки работы фар, стеклоочистителей и токсичности выхлопа водитель находился за рулем. Но после этого просили выйти из машины и ожидать окончания техосмотра за пределами станции. А в этот раз всю линию диагностики я провел за рулем, постепенно проезжая на машине от поста к посту по командам специалистов станции. А еще удивило, что в этот раз на моей машине проверили работу стопоров — ограничителей ремней безопасности. Прежде я такой проверки не припомню, — признался Андрей.
Несмотря на незаводской ксенон, парень прошел техосмотр.
Техосмотр прохожу только сам, после небольшого ремонта
Александр давно ездит на Volkswagen T4 1994 года выпуска. Это его рабочая машина, так что техосмотр всегда проходит вовремя. И только самостоятельно.
— Первый заезд на линию для меня всегда проверочный. Своеобразная диагностика, — делится хитростью Саша. После того как все неисправности мне покажут на станции, я спокойно довожу машину до ума и в следующий раз приезжаю уже с полной уверенностью, что машина будет в порядке.
Вся процедура проезда по линии и у Александра занимает примерно 20 минут. Причем половину этого времени машину гоняли на «тормозном» стенде и обнаружили парочку неисправностей: неисправные лампочки и задние тормоза.
Передние тормоза оказались исправными.
— Остальные проверки стандартные — подвеска, течи жидкостей, работа стеклоочистителей. Все время проверки я находился за рулем автомобиля, инженер в салон даже не заглядывал, — рассказал Александр.
Все замечания записали в диагностическую карту и отправили Александра на исправление недостатков.
В течение 20 дней Александр снова появится на станции и пройдет ТО.
— Я уже заменил задние диски, колодки и разбираюсь с лампочками. Проходить техосмотр на станции мне удобно. Хоть многие могут сказать, «чего я дважды на станцию езжу, только время теряю». Да, я не с первого раза прохожу техосмотр. Зато мастер показывает все критические неисправности, которые для меня, как для разумного водителя, важны, и я их действительно исправляю, нет привычки махнуть рукой и сказать «и так сойдет». Скоро поеду на станцию во второй раз и точно пройду процедуру.
Пройти можно, даже если автомобиль не в идеальном состоянии
Два из трех авто на разных станциях не прошли ТО. Один по причине неисправностей тормозной системы, второй — из-за неотрегулированных фар. И если светящие вниз фары опасны только в темное время суток, то проблемы с тормозами — куда более серьезная неисправность.
На мелкие недочеты, не оказывающие влияния на безопасность и управляемость автомобиля, на станции диагностики практически не обращают внимания. Есть даже такое заключение «соответствует с замечаниями». То есть автомобиль допускают к участию в дорожном движении, но с требованием устранить мелкие недостатки, например, небольшие очаги коррозии.
А вот с неработающими тормозами линию техосмотра пройти законными способами невозможно, равно как и с неправильно настроенными или неработающими световыми приборами. И это хорошо.
Что нужно поменять в процедуре техосмотра?
По статистике, в стране происходит всего 0,63% ДТП из-за неисправности авто. Но такие показатели связаны с тем, что у нас автотехническая экспертиза не проводится при любом ДТП, а только с пострадавшими или погибшими. Так что за банальной формулировкой «не справился с управлением» или «не выбрал безопасную дистанцию» могут скрываться и серьезные неисправности автомобиля. Но если водитель при этом отделался в аварии легким испугом, причину ДТП никто не узнает.
На наш взгляд, процедура техосмотра должна включать еще несколько пунктов:
— проверка работоспособности амортизаторов на специальном стенде. Состояние этих элементов серьезно влияет на устойчивость и управляемость автомобиля, а значит, и на безопасность;
— проверка работоспособности и наличия подушек безопасности. Если в автомобиле конструкцией предусмотрены подушки безопасности — они должны быть в исправном состоянии;
— для проверки отдельных узлов и агрегатов за руль должен садиться инженер станции техосмотра.
Если уж государство так заботится о том, чтобы по дорогам ездили безопасные автомобили, требования к их техническому состоянию должны быть действительно жесткими. А главное — исключить возможность любых обходных способов получения заветного талона техосмотра. Для тех, кто следит за состоянием своего автомобиля, техосмотр не представляет проблем. Ну, а для той категории автовладельцев, которые ездят до последнего, — это недорогая альтернатива полноценной диагностики.