Эксперт о сотрудничестве и соперничестве в разведывательной сфере
Руководители разведслужб стран СНГ подписали 4 апреля 1993 года Алма-Атинское соглашение, в котором официально отказались от работы друг против друга. Весьма показательно, что к этому соглашению тогда присоединились и враждующие между собой Армения и Азербайджан. При этом стороны отказались не только от работы друг против друга, но и от работы с территории друг друга против третьих стран. Мониторинг соблюдения этого соглашения был возложен на всех участников. А в рамках Совета глав органов безопасности и спецслужб стран СНГ было предусмотрено создание некой "группы разборов" на случай нарушения данного соглашения.

Итак, после создания СНГ сторонам удалось договориться об отказе от агентурной работы друг против друга (чуть ли не решающим аргументом для этого стало общая советская школа внешней разведки и хорошие личные отношения руководителей вновь созданных органов безопасности независимых государств между собой).
В рамках ОДКБ, безусловно, есть координирующие органы разведок стран-участниц.
Беларусь как ближайший партнер
Соответствующие контакты имеются и по линии Союзного государства Беларуси и России.
Правда, тут есть определенные организационные различия: если в России политической разведкой по закону занимается отдельный орган исполнительной власти — СВР РФ, то в Беларуси внешняя разведка входит, по образцу СССР, в состав единого КГБ страны.
Белорусская разведслужба, по оценкам специалистов, сохранила лучший опыт времен СССР и, несмотря на свою немногочисленность, относится к одной из наиболее эффективных в мире.
Указом президента №116 субъектами внешней разведки в Беларуси определены: КГБ (Главное управление внешней разведки), Вооруженные силы (Главное разведывательное управление при Генштабе) и Погранкомитет. Разведчики последних двух структур, очевидно, выполняют узкоспециальные задачи.
17 октября этого года президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с главой СВР России Сергеем Нарышкиным заявил, что разведорганы РФ и РБ работают в "теснейшем контакте".
Что может быть приоритетом такого сотрудничества?
Не секрет, что Москва и Минск весьма настороженно относятся к усилению военного присутствия НАТО в Восточной Европе, у границ Союзного государства.
Белорусская сторона весьма внимательно наблюдает за тем, что происходит на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии.
Попытки срыва Украиной мирных инициатив на востоке страны и возможный ввод миротворческого контингента ООН в Донбасс, безусловно, вызывают самое пристальное внимание разведорганов РФ и РБ.
Как известно, Минск уже предложил свой контингент для миротворческой операции в Донбассе.
Это вызвало весьма прохладную реакцию как на Западе, так и в соседней Польше (а польские спецслужбы традиционно активны на постсоветском пространстве).
Но решение о численности миротворческого контингента, как и о странах-участницах, после принятия соответствующей резолюции СБ ООН будет отдано на рассмотрение Военно-штабного комитета ООН.
Учитывая высокую подготовленность ВС Беларуси, знание языка и менталитета населения в районе миротворческой миссии, а также позитивное отношение украинского населения к Беларуси, шансы Минска на участие в данной миротворческой операции весьма велики.
Также Александр Лукашенко заявил, что "в сотрудничестве разведывательных органов обеих стран, тем не менее, есть определенные вопросы". Видимо, речь шла о координации работы разведслужб РФ и РБ в вопросах экономической безопасности.
Так, объективно Москва и Минск должны сотрудничать в проектах транзита российского газа через белорусскую территорию в Западную Европу. Как известно, этим планам оказывается самое серьезное сопротивление, в том числе и на уровне западных спецслужб.
Образец для ЕАЭС
Система сотрудничества разведорганов РФ и РБ может стать образцом для ЕАЭС. Какие направления могут стать приоритетными в разведывательной работе в рамках Евразийского союза?
Ситуация на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии, и возможный экспорт терроризма из этого региона сейчас головная боль не только для России, но и спецслужб всех стран ЕАЭС и более широко — СНГ.
Широко известно, что на территории Сирии в составе многих террористических образований (не только ИГИЛ) воюет много выходцев из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Агентурная работа среди этих общин боевиков весьма затруднена, как для российских, так и сирийских спецслужб.
В то же время именно боевики, прошедшие боевые действия в Ираке и Сирии, сейчас наиболее опасны в плане террористической активности не только для своих стран.
Предлагаемое некими экспертами введение визового режима с Центральной Азией не решит данной проблемы, визы не останавливают террористов. Основная ставка должна делаться на получение превентивной информации о готовящихся терактах, и тут разведслужбы стран ЕАЭС просто обречены на сотрудничество.
Аналитики указывают, что на Сирии процессы дестабилизации вряд ли остановятся, и зона нестабильности может переместиться уже в сторону Каспийского бассейна. С учетом запасов углеводородов в этом районе противостояние может стать затяжным.
Может возникнуть законный вопрос: зачем экономическому союзу, которым в первую очередь является ЕАЭС, нужна столь специфическая сфера деятельности, как внешняя разведка?
Во-первых, документы о создании Евразийского союза предполагают координацию деятельности стран-участниц в сфере внешней политики.
Разведка — это та же внешняя политика, только не афишируемая ее часть.
А во-вторых, отметим, что и Евросоюз с 2015 года приступил к созданию единой службы внешнеполитической разведки (с прицелом прежде всего на постсоветское пространство).
Так что создание органов ЕАЭС по координации разведдеятельности было бы весьма логично и своевременно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.