"Денег нет, но вы держитесь": как требовать у босса повышение зарплаты
Каждого человека хоть раз в жизни волновал вопрос: «Как попросить у босса повышение зарплаты так, чтобы не натолкнуться на грубый отказ и претензии в свой адрес?».
В нашей культуре для многих эта тема остается затруднительной, требующей осторожного и тактичного обсуждения. Ведь многие думают так: «Надо выбрать подходящее время, чтобы застать босса в хорошем расположении духа, уверенно объяснить, почему я достоин прибавки к зарплате, предварительно отрепетировав речь дома перед зеркалом. А еще подготовить себя на случай отказа и критики! Ну и, конечно, достойно выйти из кабинета, а не вылететь…»
Одно только ожидание будущего разговора вызывает кучу эмоциональных и поведенческих реакций: от стресса до подготовки долгих самооправдывающих и обвиняющих в жадности и авторитарности босса спичей.
В США и Европе ситуация выглядит намного проще. Напоминание боссу о повышении зарплаты является нормальным требованием работников. У нас же это сплошная головная боль. Многим нашим людям проще занять пассивную позицию. Вариантов может быть несколько:
-
ждать, пока босс сделает сам первый шаг (он-то, конечно, должен догадаться, что пора поднять зарплату);
-
присоединиться к толпе коллег, жаждущих прибавления, и вместе с ними штурмовать кабинет начальника
-
или просто оставить все как есть (не так уж и горит, можно и подождать).
На самом деле выбор подобных стратегий — это лишь избегание решения проблемы или отсутствие смелости. Они изначально проигрышны.
Как же правильно просить повышения зарплаты
Нет универсальных рекомендаций, которые подойдут работникам любого уровня и сферы деятельности. Нужно учитывать массу нюансов: опыт специалиста (в нашем случае просящего), финансовое состояние компании, особенности личности руководителя. Однако есть несколько рекомендаций, которые вполне уместны для каждого.
Рекомендация № 1. Повышение зарплаты за профессиональные достижения в компании
Профессиональные достижения — это ваши преимущества по сравнению с коллегами. Это те результаты работы, которые отражают эффективность и повышают уровень доверия к вам как к профессионалу своего дела. Это первый ключ к повышению зарплаты. Проблема заключается в том, что не все знают или неправильно преподносят свои заслуги, отчего получают в ответ на свои просьбы «нет».
Заявления вроде «специалисты моей квалификации стоят на рынке труда дороже» на руководство не действуют! Более того, многие еще и получают ответ от руководства типа: «Вот если вас не устраивает оплата труда в компании, то идите и ищите себе место, где платят больше».
Руководители в силу своей деятельности люди серьезные и конкретные, поэтому принимают в учет только точные цифры, факты и аргументы. Выразите свои достижения в виде конкретных цифр, процентах, денежных единицах.
Вот несколько примеров:
-
«В этом месяце я сделал шесть крупных сделок с постоянными и новыми клиентами. Это такие крупные компании, как „компания Х“, „компания Y“. Общая прибыль от сделок составила $ 7000. А это на 30% больше, чем в прошлом месяце».
-
«Я принял участие в 4 тендерах, в двух из которых выиграл. Благодаря этому наша компания заработает 10 000 $».
-
«Я разработал и реализовал рекламные акции к Новому году и Рождеству. Компания дополнительно заработала 7000 бел. руб.».
Если вам сложно сказать руководителю об этом устно или у него нет времени вас выслушать, то выразите свои достижения на бумаге. Прямо по пунктам с цифрами, суммами, названиями конкретных компаний-клиентов и пр. Только не забудьте предупредить руководство, что обоснуете повышение зарплаты в виде краткого письменного отчета.
Рекомендация № 2. Повышение зарплаты за выполнение дополнительных обязанностей в компании
В любой компании помимо выполнения своих основных обязанностей сотрудники выполняют и ряд дополнительных, часто по умолчанию. Есть, конечно, и труженики-добровольцы, которые не прочь потрудиться дополнительно (это часто молодые специалисты-отличники, которые хотят быстрее стать матерыми профессионалами). Но часто ли доплачивают в компании за дополнительную работу? Некоторые руководители не считают нужным поощрять за дополнительные нагрузки. Другие, может быть, и повысили бы зарплату, только они не подозревают, что сотрудник несет дополнительный груз обязанностей. Ведь кто часто дает поручения — непосредственный начальник отдела, цеха. Только в небольших компаниях руководитель-собственник контролирует работу всех.
В данном случае работник может попросить повышения за счет выполнения дополнительных обязанностей, аргументировав конкретными примерами.
Вот несколько примеров:
-
«Компания за последний год открыла филиалы в … регионах. На сегодняшний день я несколько раз в месяц выезжаю, чтобы провести…, проконтролировать…, обучить…». Соответственно, число клиентов увеличилось, за счет этого и бюджет компании вырос в 3 раза"
-
«Я выполняю работу секретаря после ее увольнения. А именно:… Меня все устраивает, поэтому за дополнительный функционал прошу прибавления к зарплате».
-
«Я регулярно выполняю работу, которая не связана с прямыми обязанностями: обучение молодых сотрудников, составление текстов для корпоративных сайтов, ведение делопроизводства».
Не рекомендуется руководителю в просьбе о повышении зарплаты ставить манипулятивные условия типа: «Я не подписывался на выполнение такой работы. Если не повысите зарплату, то я или уйду, или не буду больше ее выполнять. Поручайте работу другому».
Рекомендация № 3. Выбор удачного момента для разговора о повышении зарплаты
Не только железными аргументами можно добиться повышения зарплаты. Оказывается, есть и удачные ситуации для разговора. Как правило, они связаны не только с хорошим расположением духа босса, но и с моментами, когда компания находится на «пике победы» или «пике высокого роста».
Попросить повышения зарплаты можно сразу после успешной сдачи сложного проекта / отчета перед руководством. Обычно в эти моменты босс открыто хвалит вас за эффективность, отмечает плюсы. И действительно, когда вы «в ударе», то аргументировать, за какие заслуги можно прибавить вам зарплату, становится намного проще.
Аналогичная ситуация и с компанией. Когда одержана победа в крупном конкурсе, произошло расширение компании в связи с открытием филиалов и представительств, успешно открыто новое направление, при этом вы напрямую имеете отношение к корпоративным успехам, то попросить повышения вполне уместно. Опять же расскажите о вашем персональном вкладе в общий успех компании, подкрепив конкретными аргументами. Иначе ваше заявление босс будет воспринимать так: «Компания стала богаче, расширилась, поэтому можете и зарплату мне поднять».
Рекомендация № 4. Конкурентоспособность и профессиональный опыт как ключ к повышению зарплаты
Просить о повышении зарплаты можно, если вы настоящий профессионал в своем деле, одним словом, мастер или эксперт:
-
имеете продолжительный опыт по своей должности;
-
обладаете узкими знаниями и умениями в своей сфере;
-
обладаете настолько развитыми навыками в своей сфере, что можете выполнять не только текущие поручения оперативно, но и дополнительные.
Просьба о повышении зарплаты — нормальная практика для сотрудника, который действительно выполняет свою работу оперативно и профессионально.
Не нужно ссылаться на внешние обстоятельства типа «сейчас цены шальные, кризис, денег не хватает» или «соседнему отделу подняли зарплату — повысьте и мне». На такой запрос вы тотчас же от босса услышите фразу типа «кризис не только у вас, он везде, и всем нужны деньги. Все хотят прибавки. А почему я именно вам должен поднять зарплату?»
Просьба о повышении зарплаты не должна вызывать стыд или страх. Если вы действительно можете объяснить, подкрепив реальными аргументами, за что достойны поощрения, то шанс получить прибавление увеличивается.
Статья подготовлена психологом, специалистом по подбору и развитию персонала Анастасией Тетерук:
«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу lina@tutby.com. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».