Следственный комитет сообщил подробности по делу о нападении гимназиста на учительницу
21 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Следственный комитет Беларуси сообщил подробности дела о нападении минского гимназиста на учительницу, передает корреспондент БЕЛТА.
Гимназист напал на учительницу русского языка и литературы 23 мая 2016 года в учебном заведении. Мотивом совершения преступления явилась месть за якобы необъективную оценку учителем его знаний, вызов матери на беседу к педагогу. Результаты экспертных исследований показали, что потерпевшей нанесено не менее 15 ударов ножом и 2 ударов твердым тупым предметом по различным частям тела, в том числе в область жизненно-важных органов - голову, шею и грудную клетку. По происшествии времени резаные раны превратились в обезображивающие рубцы, для их удаления была необходима хирургическая операция.
Хронология событий того дня была восстановлена исходя их записей камер видеонаблюдения, установленных в школе, и допроса лиц. В 8.12 Донат Скакун пришел в здание, а 8.30 вместе с одноклассником покинул учебное заведение. В этот период времени и было совершено преступление.
Для расследования дела была создана следственная группа из числа сотрудников убойного отдела следственного управления УСК по Минску. Непосредственно после преступления с участием специалистов Госкомитета судэкспертиз был проведен осмотр места происшествия: кабинета 317 гимназии №74 Минска. Также была осмотрена территория гимназии, прилегающая территория, изъяты записи видеокамер наружного наблюдения, допрошены лица, обладающие информацией о случившемся. В тесном взаимодействии с органами внутренних дел были организованы проведение следственных действий и иные мероприятия.
По словам заместителя начальника управления Следственного комитета по Минску Евгения Архиреева, на первоначальном этапе расследования отрабатывались различные версии покушения на жизнь преподавателя. Рассматривались все возможные варианты, в том числе наличие соучастников. Однако в результате расследования объективной информации о совершении преступления группой лиц не получено. С учетом полученных доказательств, в том числе показаний потерпевшей и свидетелей, в качестве основной рабочей версии, которая в последующем полностью нашла свое подтверждение, рассматривалась версия причастности к преступлению ученика 9-го класса Доната Скакуна.
Показания неоднократно допрошенной потерпевшей учительницы были тщательно проверены в ходе расследования и сопоставлены с другими доказательствами. Следствие полагает, что ее показания являются последовательными, логичными и правдивыми. Сомнений в их искренности, правдивости и полноте не было. Она допрашивалась неоднократно, в том числе с использованием средств видеозаписи. Потерпевшая, истекая кровью в помещении аудитории, сообщала коллегам из гимназии и прибывшим на место пришествия врачам о том, что преступление совершил ученик по фамилии Скакун.
В день преступления были произведены смывы с рук Скакуна, изъята одежда и обувь подростка. Эти следственные действия производились с участием защитника. Предметы были упакованы в специальную упаковку, опечатаны и снабжены пояснительной запиской с подписями участников следственного действия. По этим предметам были назначены соответствующие экспертизы. Целостность упаковки до производства экспертиз не нарушалась.
По заключению биолого-генетических и медико-криминалистических экспертиз установлено, что смывы крови с левой руки Скакуна образованы в результате смешения биологического материала, произошедшего от пострадавшей учительницы и Скакуна. Следы брызг крови на пиджаке, брюках, рубашке, туфлях образовались в результате падения летящих частиц крови, а помарки крови в виде мазков и отпечатков на рубашке и туфлях - в результате динамического и статического контакта с поверхностью, покрытой жидкой кровью. Следы крови на пиджаке, брюках, рубашке, туфлях Скакуна произошли от пострадавшей учительницы.
"Смешение крови позволило следствию полагать, что при нанесении ударов потерпевшей подозреваемый мог быть травмирован. Действительно, при проведении судебно-медицинской экспертизы Скакуна выявлена ссадина, расположенная на ладонной поверхности средней фаланги четвертого пальца правой кисти. Прибывшему на место наряду сотрудников милиции Скакун пояснил, что повредил палец накануне, перелезая через ограждение школы. При этом повреждение на руке было визуально свежим", - отметил Евгений Архиреев.
Был проведен осмотр ограждения гимназии и обнаружен след крови, который исследован экспертным путем, в результате чего подтвердилось его происхождение от Скакуна. Анализ доказательств позволил сделать вывод, что подросток после преступления решил покинуть на время территорию гимназии, чтобы избавиться от орудия преступления, а также имитировать присутствие постороннего лица. Этот вывод нашел свое подтверждение в показаниях одного из одноклассников подростка, который встретил того в гимназии. Скакун настоятельно, не менее семь раз, просил одноклассника выйти с ним на прогулку, хотя тот не хотел этого делать. Вдвоем они обошли общежитие, расположенное рядом, прошлись вдоль ограждения гимназии с внешней стороны и дошли до разрыва в ограждении около стадиона школы. Проходя здесь, Скакун умышленно взялся рукой за ограду, а потом, когда убрал руку, сообщил, что зацепился и поранил палец. Действительно, его кровь осталась на ограде. "Эти действия подростка иначе как умышленное формирование алиби назвать сложно. Для полноты картины хочу отметить, что кровь Г. (пострадавшая учительница. - Прим. БЕЛТА) также была обнаружена на рюкзаке Скакуна", - добавил замначальника управления.
Высказать отношение к предъявленному обвинению и дать показания Скакун отказался. Этой позиции он придерживался в ходе всего расследования.
Чистосердечное признание он написал добровольно, собственноручно, без какого-либо принуждения со стороны сотрудников правоохранительных органов. Текст ему никто не диктовал. Это он подтвердил на допросах с использованием средств видеозаписи в присутствии защитника, законного представителя - своего отца, педагога.
Что касается мотива, он был установлен в результате комплекса следственных действий с участием потерпевшей, родителей Скакуна, одноклассников и иных лиц. Как пояснил Евгений Архиреев, не все оценки, который получил Скакун, были выставлены в журнал. Потерпевшая предоставляла ему возможность их исправить. Если бы он этого не сделал, в журнале могли бы появиться две двойки. Кроме того, преподаватель через Доната приглашала его мать на беседу, эту информацию он ей не передал. Он переживал за успеваемость и за возможные меры, которые могли бы применить к нему родители в результате снижения успеваемости. Эти показания в том числе дали одноклассники.
Судебное разбирательство по делу в Мингорсуде проходило в закрытом судебном заседании. В апреле несовершеннолетний учащийся гимназии №74 Минска был приговорен к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Юношу 2001 года рождения признали виновным в покушении на умышленное противоправное лишение жизни другого человека (убийство), совершенное с особой жестокостью, лица в связи с осуществлением им служебной деятельности.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда, рассмотрев 19 сентября в апелляционном порядке это уголовное дело, приговор Минского городского суда оставила без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.-0-