Возраст не помеха: как в 77 лет носить юбку с разрезом и много путешествовать
Ванда Тюлькова на интервью пришла в кожаной юбке с разрезом и, конечно, с безупречной укладкой и маникюром. После встречи мы попросили у нее дополнительные фотографии. «Давайте я вам по вайберу пришлю», — бодро согласилась Ванда Андреевна. Осенью ей исполнится 77 лет. Знакомьтесь с очередной героиней проекта LADY.TUT.BY и Швейцарского Красного Креста «Третий возраст».
Ванда Тюлькова не бывает в плохом настроении:
— Никто не любит бедных, больных и жадных, — считает Ванда Андреевна. — Никогда не говорите о трудностях, о болезнях, об отсутствии денег и о религии — и вы будете прекрасно вписываться в любой коллектив.
О плохом здоровье не хочу ни говорить, ни слушать. Работай, живи, делай так, чтобы ты не болел. Обливайся холодной водой, ходи в бассейн.
Я и сама так делаю. Встаю утром, и первое — пью стакан холодной воды. Потом наливаю холодной воды в таз, становлюсь в ванну и обливаюсь самой холодной, которую могу выдержать. Потом душ горячий и опять холодный. Кофе у меня уже готов, я пью его и планирую день: куда бежать и что делать. На месяц вперед каждый день расписан. Сегодня — на выставку.
У Ванды Андреевны план есть всегда. «А как без плана?», — удивляется.
Так со школьных лет. В классе Ванда была старостой и активисткой, в девятом классе единственная из Поставского района отправилась на международный фестиваль в Москву. В студенчестве и дел, и мероприятий стало еще больше.
— Я училась на физмате. Не могу сказать, что на отлично. Я в институте и двойки получала, много раз пересдавала экзамены — мне некогда было там учиться. Почему? Надо было ходить на танцы, общественную работу выполнять, собрания студенческие были, турпоходы на два-три дня, в студенчестве я стала представительницей Красного Креста.
На каникулах студентка Ванда приехала домой в Поставы и пошла на очередные танцы в парк. Там встретила будущего мужа.
— Жора хотел пригласить мою подругу. Но в Поставах много военных, и его опередили. Ему ничего не оставалось делать, как пригласить меня — и мир перевернулся.
Сыграли свадьбу. Георгий был председателем колхоза в Поставском районе. Молодые ездили на работу из райцентра, потом перебрались в деревню. Родились дочь и сын. А когда Ванде было 29, мужа не стало. Ему было всего 33.
— Давление. И пил много, — коротко говорит Ванда Андреевна.
Вдова, мама маленьких детей, директор сельской школы. Однажды к ней приехал друг покойного мужа. Сказал: «Ты в колхозе с двумя детьми не сможешь». Тогда Ванда взяла семилетнюю Людмилу и пятилетнего Валеру и переехала в Витебск. Сын пошел в сад, дочь — в первый класс, а сама женщина устроилась организатором внеклассной и внешкольной работы. Когда дети немного подросли, Ванда Андреевна стала директором другой школы — бухгалтерской. Там преподавал и будущий муж — Эдуард.
— Я уже восемь лет была одна, а он восемь лет с женой не жил. Замуж я, может, и не пошла бы. Просто мне нужна была помощь, и всё. Мне надо было ездить в командировки — в Минск, в Москву директоров из всех республик отправляли на месяц. Он варил еду, потому что я не умею готовить. Он помогал мне, я помогала ему и его детям. Тридцать лет прожили. Десять из них он был после инсульта.
Больше, говорит Ванда Андреевна, замуж не пойдет. «И так я дважды вдова».
Но зато пять раз бабушка — у нее три внучки и два внука от мала до велика. Живут в разных странах — Италии, Нидерландах и Беларуси. Ванда Тюлькова вышла на пенсию, но грустить не стала и нашла себе еще больше занятий. Решила, что как раз пришло время осуществить давние задумки. Снялась в фильме «Шагал — Малевич», который вышел в 2013 году.
Нашла новую работу — в потребительском кооперативе. Вместе с единомышленниками создала и возглавила инициативную группу при Витебской областной организации Белорусского Общества Красного Креста. Здесь пригодилось ее умение придумать, увлечь, организовать. Появились курсы английского, компьютерная грамота на дому для тех, кто не может ходить, консультации специалистов и культурная программа для пожилых. Группа росла и год назад зарегистрировалась как самостоятельная организация — Витебское городское общественное объединение пожилых людей «Золотой возраст». У Ванды Тюльковой здесь много дел.
— У нас есть салон «У Ванды». Собирается 15−20 человек, приглашаем наших художников, поэтов, скульпторов, артистов. Посмотрели спектакль, фильм — встретились и обсудили. Стихи читаем, в этом году особенно много: и Рождественский, и Евтушенко, и Фет. Я выбираю книгу и говорю своим подопечным: к 15-му числу прочитайте, и мы в салоне будем обсуждать. И они идут в библиотеку. А если у меня самой такая книга есть, то я читаю первая, а потом передаю остальным по очереди.
На «Славянском базаре» я была аккредитована, дежурила до ночи на фестивале. Привела свою группу на спектакли. Для меня самые лучшие постановки — витебского театра и минские. А российские мне не понравились.
Еще в еженедельнике Ванды Андреевны записаны занятия в «Золотом возрасте»: английский — два раза в неделю, спортивный клуб — столько же. Много туристических мероприятий.
— Мы недавно поехали в Шумилино. Я набрала людей, которым 75, 80 лет — и в двухдневный поход на катамаранах. А скоро поедем автостопом по Европе. Группа собралась в возрасте от 56 до 80 лет, маршрут есть. Уже договорились с Болгарией, там нас встретят. Румыния, Польша, бывшая Чехословакия. Не пропадем!
Ванда Андреевна умеет организовать жизнь в свое удовольствие. Но обязательное для нее — много делать для других.
— Я и детей так учила: старайся быть всегда человеком и окажи помощь, если просят. Без активной деятельности я просто не могу жить. Если в делах перерыв, мне говорят: сама не живешь и другим не даешь. Пока я могу — я хочу сделать больше. Прочитала книгу — тут же расскажи. Посмотрела фильм — тут же отведи. Чтобы люди не спали, чтобы оторвать их от дивана! Есть люди, которые 70 лет прожили в Витебске и не знают, где здесь клуб, где музыкальная гостиная…
Ванда Тюлькова говорит, что для нее главное — позитив. Даже если нет причин радоваться.
— Семь месяцев назад у меня кошелек украли, а сегодня отдали. Я тогда в магазин вечером пошла — в дубленке, в сапогах. Наверно, решили, что у этой денег много, а у меня только три рубля было. Вдруг толкучка, и смотрю — мой кошелек и ушел. Я говорю: «Молодой человек, отдай кошелек». Он мне: «Обыщите». А я: «Милиция обыщет». И вызвала милицию.
Посмотрели камеры наблюдения, все подтвердилось. Следователь его спрашивает: «Ты знаешь, сколько ей лет? Женщине, у которой ты кошелек украл?» Он отвечает: «Лет 56». Я говорю: «Забираю заявление! Раз он меня помолодил на 20 лет».