"Дорога на Драгобрат". Пять причин посетить Карпаты на авто и четыре причины этого не делать
Совместный проект AUTO.TUT.BY и журнала «Большой» последний раз выходит в эфир: в четвертой части мы поговорим о том, стоит ли ехать зимой в Западную Украину, а именно Карпаты. Позади более 2600 км пробега, экипаж вернулся домой, разбирает путевые заметки. Предлагаем автомобилистам небольшой полезный путеводитель — что стоит иметь в виду, если вы собрались на Карпаты на машине.
Причина первая. В Западной Украине безопасно
Если кто-то чересчур увлекается телевизором, спешим разочаровать: нас ни разу никто не укорил за русский язык. Нас ни разу не остановил гаишник, требующий взятку. У нас никто не разу не проверил документы просто так. Проверки были: несколько раз мы заезжали в приграничную зону, натыкались на посты пограничников. Предельно вежливо и корректно они просили документы, изучали их — и пропускали дальше.
Поэтому в путешествие можно отправляться смело: все встреченные на пути в один голос утверждали, что русскоязычных в последние годы стало намного больше, так как приехали беженцы. Поэтому на русском языке можно общаться смело, во Львове на нем разговаривает 50% населения, в гуцульских деревнях не более 10%, но понимают все.
После общения с представителями власти — полицией, пограничниками, лесниками, сложилось впечатление, что они стали намного вежливее. Всегда представляются и общаются так, словно с дорогими гостями: местные говорят, такой сейчас тренд. И взятку никто не попросил, что еще 3 года назад даже представить было невозможно.
Причина вторая. В Западной Украине дешево
На фото — коттедж в поселке Верховина, мы сняли его на сутки на троих за 17 долларов. Ночевки были разными, но даже в Буковеле можно найти четырехзвездочный отель за 35 долларов в сутки.
Но это не в сезон праздников: на Новый год, понятное дело, все будет дороже. На даты 31 декабря — 1 января почти все распродано везде: и в Буковеле, и во Львове, и в целом по Карпатам.
Но чем дальше в лес, тем больше шансов найти свободные номера. Но общая тенденция такова: за 15 долларов на двоих что во Львове, что в Карпатах, вы сможете переночевать с минимальным комфортом. А за 30 у вас уже будет приемлемый уровень. За среднерыночные по Минску 100 долларов за номер в Украине вас будут носить на руках и щекотать пятки павлиньим пером: стоимость ночевок в Украине сильно ниже, чем во всех наших соседних странах. Если вы не едете в ночь с 31 декабря на 1 января, о ночевках можно не беспокоиться заранее: даже в глухом селе booking.com всегда найдет место, где переночевать. Гостиничный бизнес очень развит в Карпатах, поэтому бронировать за полгода вперед ничего не нужно.
Все желающие сэкономить могут смело рассматривать Западную Украину: дорогой только бензин, доллар за литр. Все остальное, еда, проживание, услуги по туризму — значительно дешевле не только по сравнению с ценами в Европе, но и по сравнению с ценами в Беларуси.
Причина третья. Западная Украина — это вкусно
Уровень украинского общепита не идет ни в какое сравнение с белорусским: все лучше во много раз. Здесь почти невозможно ошибиться с кафе: заходи в любое, почти везде будет вкусно. Причем можно особо не церемониться с уровнем заведения: даже в приличных ресторанах Львова уровень цен будет, как в серьезных минских столовых. Дороже всего Буковель: там в хорошем ресторане рассчитывайте на 20−25 долларов за ужин на двоих. При прочих равных тот же заказ в Минске обойдется в 40−45 долларов. Просто в придорожных кафе можно поесть дешевле, за 10 долларов с человека будет вам пир горой.
При этом есть гастрономические отличия: ближе к Румынии и Венгрии начинается зона гуляшей и других венгерско-румынских блюд. Во Львове этого почти не встретишь, кухня максимально приближена к нашей. В горах предпочитают банош, кашу из кукурузной муки. Понятное дело, во всех проявлениях представлено сало. Но самое главное: каждый может выбрать кухню на свой вкус. У бизнеса в Украине почти полная свобода, поэтому и «эко», и «тай», и индийские кафе — в крупных городах есть варианты на любой вкус.
Причина четвертая. Западная Украина — это красиво
Не будем забывать, что Карпаты — это низкие горы. Причем, почти вокруг каждой вершины много автомобильных дорог. Поэтому если вы не любите кататься на лыжах, не любите бары и рестораны — можно просто получить большую дозу красоты. Для этого нужно сесть в автомобиль и проехать по Карпатам. Хорошо, если машина будет полноприводной: в горах часто идет снег, поэтому 4 ведущих колеса нашей Hyundai Creta были очень кстати.
Уверяем вас, что лучше карпатских гор могут быть только горы — те, на которых ты еще не побывал. Экспедиция с целью «просто посмотреть» — очень актуальна в Карпатах, можно просто наслаждаться природой, и красивые виды не закончатся.
Причина пятая: разнообразные виды отдыха
Кто сказал, что Карпаты только горнолыжный отдых. Вариантов, как отдохнуть, здесь масса. Популярны поездки на квадроциклах: горы старые, низкие, поэтому почти везде можно проехать на четырехколесном транспорте. Или попытаться проехать. Внедорожные приключения — это Карпаты. Причем даже сложные трассы стоит попробовать преодолеть на кроссовере. Пример тому — наше «восхождение» на гору Драгобрат, на стандартной Hyundai Creta мы добрались в место, где, как утверждают, «ходят» только подготовленные внедорожники.
Почти все горы Карпат испещрены пешими маршрутами: поход можно выбрать на любой вкус, от просто прогулки на час до сложной экспедиции на несколько дней. Западные Карпаты и Украина — это традиции пивоварения и несколько десятков сортов пива почти в каждом баре. Поэтому любители пива могут смело рассматривать этот регион для дегустационных туров. Отдельного внимания заслуживают карпатские наливки и настойки. «Калганивка», «горихивка» — эти слова постоянно сопровождали нашу экспедицию. А Закарпатье, Мукачево и Ужгород можно рассматривать и для винно-дегустационного тура. Сортов местного вина много, качество неплохое.
Закарпатье — место, где располагается огромное количество горячих источников. Поэтому если в Исландию ехать дорого, можете искупаться в гейзере в Карпаты. Также стоит попробовать «купание в чане». Это тоже местная особенность: вместо бани местные предлагают попариться в горячем чане. На свежем воздухе, с видом на горы — эта штука порой сильнее ноктюрнов Шопена.
Особенно заметна и примечательна в этих краях дружелюбность людей: они контактны и готовы помочь советом. Также в горах легко дышится, воздух отличается от нашего, экологию тоже записываем в плюс.
Но у поездки в Карпаты есть и минусы. Нельзя ехать в Карпаты, если бережешь подвеску автомобиля. Дорога от Минска до Львова прекрасна. Если совсем беречь подвеску автомобиля, после пересечения границы держите курс на Луцк и Ровно, чтобы приехать к трассе М-06. Тогда можно ехать хоть на Ferrari без риска расплескать чашку воды.
Но самое главное, можете смело доверять навигатору, который поведет «огородами». Дороги стали лучше, поэтому во Львов можно смело ехать напрямую, не боясь оставить колесо в огромной яме. Маршрут Минск — Львов для подвески автомобиля безопасен.
Но дальше хуже: чем ближе к Карпатам, тем хуже дороги. Если поедете в Буковель, проблем не будет. На обычной легковой машине с нежной алюминиевой подвеской я бы, наверное, не рискнул. В провинции, в деревнях, дороги по-прежнему похожи на направления
Нельзя ехать в Карпаты, если хочешь заправляться подешевле. Топливо дороже, чем в Беларуси, и это нужно учитывать. В среднем доллар за литр. Возможно, для кого-то это станет камнем преткновения. В России топливо дешевле, но там и расстояния другие. В любом случае — мы советуем перед пересечением границы с Украиной заправить полный бак.
Нельзя ехать в Карпаты ночью. Вспоминая минусы автомобильной поездки в Карпаты, весь экипаж экспедиции хором вспомнил ночных пешеходов.
В Украине не обязательно ношение фликеров в ночное время, при этом многие пешеходы чувствуют себя терминаторами: бродят по дороге по произвольной траектории, ничего не боясь. Заметить их можно только в самый последний момент. Поэтому если не хотите проблем — лучше передвигаться только днем.
Нельзя ехать в Карпаты, если вы одержимы политикой. Если кто-то решит поехать в Западную Украину, вряд ли этот человек будет обращать внимание на политические распри. Но все же нужно предупредить, что символика ОУН/УПА здесь повсюду. Степан Бандера национальный герой, и к этому нужно быть готовым. Фанатиков с флагами и криками мы не видели ни разу, но символики очень много, противникам украинской независимости это будет резать глаз. И не стоит доказывать западным украинцам противоположную политическую точку зрения: они считают все происходящее войной, погибло много людей, поэтому эти разговоры лучше не заводить. Не из-за того, что будут последствия — а из-за того, что сделаете людям больно.
Подытоживая все сказанное: отправляться в автомобильное путешествие по Западной Украине можно смело. Аргументов «за» насчитали больше, чем аргументов «против». Самый главный минус такой поездки, это плохие дороги в провинции: если решите исследовать глухие деревни, приготовьтесь к направлениям, а не дорогам. Основные трассы стали намного лучше, поэтому Львов в качестве города выходного дня можно рассматривать смело. Поездка непосредственно в Карпаты может стать отличным приключением: горы зимой красивы, поэтому багаж фотографий и эмоций мы вам обещаем. Понять, что ожидает автомобильного путешественника, можно из ссылок на предыдущие части проекта.
Читайте, изучайте: мы проделали путь Минск — Львов — Верховина — Буковель — Мукачево — Минск и остались очень довольны. Рекомендуем всем.
И напоследок видео о том, как это было.
Читайте также:
«Дорога на Драгобрат». Часть первая: Минск — Львов
«Дорога на Драгобрат». Часть вторая: Львов — Ивано-Франковск — Карпаты
«Дорога на Драгобрат»: как мы два раза пытались сломать Hyundai Creta