Кирилл Рудый объяснил, почему инвесторы бегут из Беларуси
фото: euroradio.fm
В Беларуси на пять иностранных инвесторов приходится 40% инвестиций в уставные фонды. При этом у нас расторгается больше инвестдоговоров, чем выполняется. В причинах разбирался бывший помощник президента.
Опасную тенденцию оттока иностранных инвестиций анализирует в статье в «Банковском вестнике» экс-помощник президента, доктор экономических наук Кирилл Рудый, пишет tut.by.
Анализируя долгосрочный тренд сокращения притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе, Рудый отмечает, что с 2015 года в Беларуси стало больше закрываться, чем открываться, организаций с иностранным капиталом.
Беларусь традиционно интересна довольно узкому кругу инвесторов: за 2011−2015 годы на пять крупнейших иностранных инвесторов (в том числе «Кроноспан», «Хайнекен», «Штадлер») пришлось 40% вложений иностранного капитала в уставные фонды.
При этом доля вложений в уставные фонды мизерна — они занимают в структуре инвестиций всего 2%. Долговые инструменты, которые потребуют в будущем возврата капиталов, составили 57%. На реинвестирование прибыли пришелся 41% всех прямых иностранных инвестиций, а это не приток новой валюты в страну, а оборот доходов, полученных в основном внутри страны, подчеркивает Рудый.
Прямые иностранные инвестиции приходили в Беларусь в основном без прямого участия государства в уставных фондах и регистрировались как организации без ведомственной подчиненности. В 2015 году на организации с иностранным капиталом без ведомственной подчиненности пришлось 93,7% всех ПИИ и 99,9% вкладов в уставные фонды в СП и ИП. «Это доказывает, что органы государственного управления не могут директивно влиять на иностранных инвесторов в Беларуси», — отмечает автор.
Среди причин формирующегося оттока прямых иностранных инвестиций из Беларуси главной он называет падение платежеспособного спроса в стране. Кроме того, ухудшение условий для инвестирования можно связать с сокращением производительности труда, которая за 2015 год в долларовом эквиваленте упала на 28%.
Рудый обращает также внимание на накопленный риск расторжения инвестиционных соглашений. За 2009−2015 годы в Беларуси было заключено 1844 инвестиционных договора. Из них реализовано — 642 договора, расторгнуто — 663. Основной причиной расторжения стало невыполнение взятых инвестором на себя обязательств, которые оказались обременительными. «С учетом эмпирически высокой вероятности неисполнения и расторжения инвестиционных договоров данный риск является накопительным и достигает критического уровня, влияя на решения новых инвесторов», — предупреждает автор.
«В Беларуси есть культурные особенности, которые в долгосрочном периоде накапливают эффект и становятся барьерами для прямых иностранных инвестиций, — пишет Рудый. — К важнейшим из них относятся ориентация на советское прошлое, на краткосрочный результат. В целом в Беларуси наблюдается потребительское отношение к иностранному инвестору».
«При этом риск национализации рассматривается как возможность восстановить „народную“ справедливость. Ограниченная мобильность прежде всего старших поколений вытекает из таких черт, как ориентация на советское прошлое, патернализм и коллективизм. Это ведет к ментальной изоляции, провинциальности, барьеру к культурной диффузии, формированию странного мировоззрения фантазирования и веры в неправдоподобные вещи», - отмечает эксперт.
Автор предлагает провести в Беларуси продуманную пиар-компанию, направленную на развитие рационального, а не эмоционального отношения к экономической действительности.
Среди проблем он также указывает на накопленный негативный международный имидж.
Регулярные инвестиционные форумы по популяризации белорусского инвестиционного климата порой несопоставимы с одной или несколькими публикациями в бизнес-изданиях», — предупреждает Кирилл Рудый. В качестве примера он указывает международный бестселлер Алека Росса (помощника Хиллари). Беларусь приводится как пример инвестиционной непривлекательности и неразвитости сферы информационно-коммуникационных технологий и противопоставляется Эстонии с ее электронным правительством, открытостью к инновациям.
Экс-помощник президента обращает внимание на проблему усиления силового давления на экономику в 2015 году, отмечая увеличение количества дел в суде по административным правонарушениям в экономической сфере.