"Если у тебя хорошая должность, никаких татуировок на шее". В Минске проходит тату-конвенция
В столичном Дворце спорта в эти выходные, 19−20 ноября, проходит III Международная тату-конвенция. На мероприятии не только выбирают лучшие работы в разных стилях, но и набивают новые тату: полсотни мастеров из Беларуси, а также татуировщики из России, Польши и Болгарии работают одновременно. Журналисты AFISHA.TUT.BY сходили на мероприятие и пообщались с мастерами и их моделями. Мы узнали, сколько стоит работа тату-мастера, почему приходится перебивать татуировки и как профессионалы относятся к татуировкам в виде перьев, птиц и знаков бесконечности.
Подобные профессиональные выставки и конкурсы есть, пожалуй, в каждой отрасли. Правда, в отличие от схожих узкоспециализированных мероприятий, тату-конвенция может быть интересна и простым белорусам.
— В этом году мы хорошо поработали с развлекательной программой, — говорит организатор конвенции Алексей Новиков. — Ведь если ты сам не «забиваешься», надолго задерживаться на конвенции смысла не было. Сейчас у нас и видеоигры, и продажа соответствующих атрибутов, и еда. Немало здесь ребят из альтернативных субкультур — вы и сами видите, люди очень яркие. Часто посетители приходят за советом, общением с мастером: потому что не могут определиться с идеей будущей татуировки.
«Рисунок первой татуировки 22 года назад взяли из энциклопедии»
Почти все участники конвенции — как мастера и их модели, так и обычные посетители — молодежь. Средний возраст тех, кто набивает на тело тату, — 22−27 лет. Но есть и исключения. Например, Анатолий, ему 40. Он просит не фотографировать лицо и не называть фамилии: руководящая должность не позволяет.
— Свою первую татуировку я набил еще в 18. Тогда это делали в жутких условиях: дома, на табуретке, самодельной машинкой. В нашей компании был друг-музыкант, он потом всем что-нибудь да набил. Осьминога с кораллами на полруки (рисунок был взят из какой-то энциклопедии, честное слово) мне перебивали тяжело и долго: татуировка выцвела и разлезлась — набивали ведь допотопным образом.
Но с возрастом все переосмысляется, говорит мужчина. Сейчас он решил набить на ноге основателя группы Motörhead Лемми Килмистера — человека, который повлиял на становление тяжелого метала во всем мире.
С эскизом — фотографией — Анатолий вместе с мастером определились быстро. Не против татуировок и жена бизнесмена, да и в работе они не мешают (у Анатолия есть татуировки на груди, также забиты «рукава»), а сам мужчина говорит, что не будет препятствовать, если дети захотят обзавестись татуировкой. «Если что, все можно перебить», — шутит он.
— Мы сегодня только начинаем работу. Не ставим задачу сделать все, продолжим в салоне. Но такой формат нравится, обстановка располагает: ты постоянно на что-то отвлекаешься, потому что подходят люди, вы общаетесь, и нет зацикленности на болевых ощущениях.
Анатолий считает, что с адекватным отношением к татуировкам в белорусском обществе есть проблемы. Когда мужчина набивал тату в юности, родители этого не понимали так же, как не понимают сейчас.
— У нас много стереотипов. Не стоит забывать, что все мы родом из Советского Союза. Понятно, что если у тебя хорошая должность — не должно быть татуировок на шее, лице. Если ты рабочий — никаких проблем. Единственное, хочу дать совет молодому поколению: нужно осмысленней подходить к выбору татуировки, особенно к ее масштабам.
«Перышки, птички и знаки бесконечности — чистая коммерция»
Найти мастера, на теле которого не было бы татуировки, кажется, невозможно. Но подозрительно чистые руки у специалиста, который набивает тату Анатолию — Владимира. Правда, как признался сам Владимир, татуировка у него все же есть.
— Я не могу назвать ее серьезной, она, скорее, шутливая. Наверное, я слишком серьезно подхожу к выбору мастера. Когда и сам работаешь в этой сфере, видишь все недочеты, косяки — лишний раз задумаешься, идти к человеку или нет. Что гораздо важнее, так это то, в каком стиле человек работает. Ближайший, на мой вкус, мастер работает в Польше, но туда все равно нужно поехать и, вероятнее всего, не один раз.
— Не слушайте его, он просто боли боится, — подшучивают над Владимиром коллеги.
— И это тоже, — отвечает смехом он.
Владимир говорит, что «классика» — цветы, драконы и прочие узоры — будет популярна всегда. Немаловажную роль играет интернет: он подогревает интерес к перышкам, птичкам, знакам бесконечности.
— Люди подчистую копируют одно и то же, даже не задумываясь. Такие мастера — это не те, кто переживает за отрасль, старается привносить что-то новое. Они просто занимаются коммерческой работой — набивают по шаблону тем, кто не очень интересуется и разбирается, а ведь людям нужно «как у соседа». Но в серьезных салонах и студиях работают по-другому.
По-другому — это с собственными эскизами. Когда не ты предлагаешь мастеру рисунок, который нашел в интернете, а мастер предлагает тебе то, что нарисовал сам в свойственном себе стиле: именно по такому принципу работают если не все, то, по крайней мере, большинство участников тату-конвенции.
Так работает, к примеру, Кристина — она наносит портрет девушки на ногу Антону: у молодого человека это уже вторая татуировка.
— В интернете нашла симпатичный портрет, доработала в фотошопе и в рамках конвенции предлагала его кому-нибудь нарисовать, — рассказывает девушка-мастер. — Татуировками занимаюсь три года, а пришла в сферу, как и некоторые коллеги, из дизайна.
«Меньше тату набивают в „праздничные“ месяцы — 8 Марта, Новый год»
Также из дизайна в тату пришел Виталий. Мастер рассказывает, что отговаривать от татуировок клиентов иногда все же приходится — если те приходят с откровенно плохими рисунками или настолько популярными узорами, что даже набивать неинтересно.
— Если не получается человека переубедить — отказываются от работы. В свое время были популярны мотивы татуировок, как у Джорджа Клуни, или полинезийские татуировки, как у Дуэйна «Скалы» Джонсона. Люди повторяют за кумирами. Мы смотрим на крутых ребят и хотим быть такими же.
Человеком, который научил этому мастерству Виталия и набивал ему первые татуировки, оказался его брат. Сам парень считает, что, когда в сферу приходят люди творческие, — это хорошо. Хуже, когда занимаются татуировками, чтобы просто «делать деньги», и работают по шаблону.
— Главное — делать свою работу хорошо. Твоя же реклама остается на человеке до конца жизни. Сделать отличную татуировку можно и гвоздем, но работать с профессиональным оборудованием приятнее и быстрее.
По опыту Виталий признается, что реже белорусы набивают татуировки в месяцы, когда есть праздники, — 8 Марта, Рождество, Новый год. Люди тратят деньги на семью и отказываются от чего-то еще. Большинство клиентов у мастера из Минска и областных городов.
«Делать татуировку не больнее, чем депиляцию воском»
Ответственно к выбору специалиста подошла россиянка Анна Попова. К белорусскому мастеру девушка прилетела из Москвы специально, чтобы набить татуировку на бедре: ее в случае чего под одеждой не будет видно.
— Вдруг буду менять работу, приду на собеседование вся такая «забитая» — как-то не комильфо. Но вот как стали бить — начала жалеть, что такую красоту под штаны прячу: она мне уже так нравится, что хочется показывать всем, — рассказывает Аня. — Мне нравится все круглое, шестигранное — можно и неправильной формы, главное, чтобы основой был круг. Важно выбрать своего мастера, человека, который специализируется в том стиле, который тебе нравится. Как с человеком с ним тоже должно быть комфортно: вы будете сидеть в замкнутом пространстве, и он весь день будет делать тебе больно.
Но насчет боли Анна сразу оговаривается: не совсем приятно, но все-таки не больно. По крайней мере, не больнее, чем депиляция воском.
— Я мечтала о татуировке с 13 лет. Для себя решила: на мне точно не будет цветных татуировок.
Свою первую татуировку Анна набила в Москве недавно — в мае. Вторую приехала набивать сейчас в Минск. Следующую набьет в январе в родном Воронеже — хотела бы и раньше, но у мастера до этого времени все расписано.
«Приезжать на конвентумы важно, в Минске все нравится»
Между тем мастер, на сеанс к которому уже записалась Анна, — воронежец Максим Журавлев — в эти выходные приехал в Минск. Мы застали его за продолжением своей работы (ранее он «забивал» девушке ключицу на конвентуме в Питере в прошлом году).
— Эскиз я взял на себя, обсудили только место на теле — решили сделать сейчас шею. Это очень нежный участок — лопаются капилляры, приходится терпеть.
Свой профессиональный путь Максим начинал в Москве, но вернулся в Воронеж — не устроил темп жизни, да и вопрос с жильем оказался решающим.
— Но выезжать куда-то — это важно: контакты, общение, знакомства. В Минске пока все нравится. Сейчас воронежских у меня забивается процентов десять, остальные из Москвы.
К слову, стоимость работы мастера оплачивается по часам. Цена зависит от сложности, профессионализма, имени и степени известности. Определить среднюю цену сложно: кто-то платил 25 долларов за час работы, кто-то — все 50.
Тату-конвенция работает сегодня с 12.00 до 23.00. Стоимость билета на входе — 15 рублей.