Переломный момент. Выживут ли традиционные автодилеры?
Проходящий в Париже автосалон обозначил направления, в которых будут развиваться автомобильные компании. Увы, это будущее не понравится автомобильным дилерам.
Дизельгейт окончательно и бесповоротно похоронил все тщетные попытки автопроизводителей искусственно притормозить технический прогресс. Что стоило тому же Volkswagen запустить в производство электромобиль с похожими характеристиками как у Tesla? Ничего! Однако вместо этого концерн увлекся проектированием бесчисленного множества нежизнеспособных прототипов и лоббированием сохранения действующих норм выхлопа.
Что стоило той же Toyota сделать огромный тачскрин на всю центральную консоль для своих серийных моделей? Собственно, тоже ничего. Но вместо этого «продуктологи» многих компаний массмаркета просто «хомячили» технические решения для следующих моделей автомобилей.
Электромобили не лишены недостатков. Во-первых, многие упускают из вида, что электричество для подзарядки электромобилей также требуется произвести. И при его производстве и транспортировке — выделяется достаточно вредных выбросов. Во-вторых, сами батареи. На сегодняшний день не предложено технологий их утилизации.
В-третьих, сам электромобиль фактически является большим чипом, который легко повредить при ДТП, за что электромобили так невзлюбили страховые компании. В четвертых, уменьшение запаса хода при отрицательных температурах. В пятых,… Но при всех этих «но» даже самые ярые противники электромобилей признают — будущее за этой технологией.
На автосалоне в Париже показали электромобили, запас хода которых уже достигает 600 км. Для полноценной подзарядки батареи сегодня требуется всего 45 мин. Адаптивный круиз-контроль, функция слежения за рядностью движения и распознавания дорожных знаков, система предупреждения и предотвращения фронтальных столкновений с возможностью распознавания пешеходов…
Еще несколько лет назад таким арсеналом могли похвастать лишь автомобили премиум уровня. Сегодня же мы открываем описание комплектации нового Kia Rio или Huyndai i30 и понимаем, что даже массмаркет практически полностью готов к запуску… беспилотников. Помяните мое слово, потребуется один-два года для легализации движения автомобилей без водителя по дорогам общего пользования, и «беспилотники» заполонят дороги Европы и Штатов.
Вымрут ли дилеры? Это лишь вопрос времени
Перед тем, как выяснить это, вспомним Элана Маска (Tesla). Американский бизнесмен не просто предложил рынку новый продукт. Маск внедрил совершенно иной подход к индустрии, которую мы ранее знали как авторитейл.
Tesla не продает автомобили через независимых дилеров, как это все еще традиционно принято. Обычно салоны Tesla представляют из себя лишь демонстрационные площадки, где место продавцов заняли консультанты. Непосредственно покупка осуществляется только через сайт Tesla электронным платежом. После этого автомобиль доставляется владельцу к дому либо покупатель может забрать его самостоятельно.
Конфигурируем под себя
Подобрать комплектацию под себя и сегодня можно посредством конфигуратора. Но подобная форма выбора доживает последние годы.
На подходе у авторитейла дополненная или виртуальная реальность. Фактически, для такой продажи не нужны продавцы. Впрочем, традиционные шоу-румы все же останутся, но станут уделом премиальных марок. И располагаться автомобильные бутики будут непременно в центре города.
Дилеры останутся не у дел
В цепочке между производителем и клиентом выпадает такое промежуточное звено как дилер. Очевидно, что автопроизводители заходят выстроить собственные сбытовые сети. Причиной тому станет падающая доходность на электромобилях — при их широком распространении выпадает такая составляющая, как заработок на запчастях и обслуживании.
Сервис без сервиса
В конструкции электромобиля — всего несколько трущихся деталей. Ломаться нечему. Поэтому и гарантийный период будет достигать 10 лет и более.
Сервисное обслуживание автомобиля будущего — это шиномонтаж (да и то, только в наших условиях и до тех пор, пока шинники не придумали безвоздушную покрышку) и крайне редкое техническое обслуживание или замена батареи, а также не менее редкая замена тормозных дисков и колодок.
Еще придется менять детали подвески. Собственно, все. Удаление ошибок, обновление софта — через интернет. А на таком обслуживании много не заработаешь, поэтому автоконцерны попытаются продать франшизы сервиса нынешним дилерам.
Новые слова в лексиконе
Изменится само отношение к автомобилю как к собственности. Уже сегодня многие рачительные водители отмечают, что владение собственным автомобилем обходится очень дорого. Есть альтернативы в виде сервисов а-ля Uber и «каршэринга», когда каждый может воспользоваться арендованным автомобилем по мере надобности. И подобные сервисы набирают популярность с геометрической прогрессией.
Беларусь не на обочине
Глупо полагать, что автомобильное будущее придет в Беларусь нескоро. Уже принята программа развития инфраструктуры для электромобилей. Уже в недрах «БелДжи» идет разработка электромобиля. Уже отменены таможенные пошлины на электромобили.
Ввезти достаточно свежий подержанный электромобиль гольф-класса вполне по силам семье с достатком выше среднего — как уже писал AUTO.TUT.BY, обойдется такая покупка ровно в такую же сумму, что и аналогичный автомобиль с бензиновым двигателем. И по мере совершенствования технологий изготовления батарей, которые все еще остаются самым дорогим элементом, электромобили будут дешеветь.
Очевидно и другое — авторитейл, который сегодня находится на этапе перемен, ожидают еще большие реформы. И те, кто наивно сегодня инвестирует огромные средства в строительство автоцентров с соблюдением всех корпоративных требований автоконцернов — действительно самонадеянны.
A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.