Бросить вызов системе или показать крутость: как ГАИ борется с байкерами, которые мешают нам спать
Жалобы на байкеров, которые носятся на высокой скорости по ночным улицам и ревом мотоциклетного двигателя мешают спать минчанам, поступают в ГАИ ежедневно. С такой же регулярностью инспекторы разбираются с нарушителями порядка и спокойствия. На одно из ночных дежурств AUTO.TUT.BY выехал со спецподразделением ГАИ Минска.
О том, что ГАИ запланировала рейд, байкеры знали еще утром и предупреждали об этом друг друга через сообщества в соцсетях.
— Эти сообщения работать нам не помешают, — убеждены в ГАИ. — Все равно найдутся мотоциклисты, которые выедут на дороги, даже если у них не все в порядке с документами или техническим состоянием мотоцикла. Как это ни печально, но байкеров-нарушителей мы задерживаем каждый день.
Помимо патрульных автомобилей, на службу заступают и четыре мотоцикла — им проще маневрировать в потоке, поэтому работают они в первую очередь с байкерами.
Мы же отправляемся в рейд в автомобиле ГАИ «гражданской расцветки» — внешне из транспортного потока она не выделяется, поэтому легче вычислить нарушителя на дороге.
Через минут 10 патрулирования по ночному городу замечаем на проспекте Пушкина спортбайк. Мотоциклист проигнорировал запрещающий сигнал светофора и проехал перекресток на красный. Правда, сразу же остановился по требованию инспектора.
— Что ж вы нарушаете, на запрещающий сигнал светофора едете? — интересуется инспектор ГАИ Минска Денис Хомчик. — Документы все у вас в порядке, но давайте-ка проверим вас по базе.
Байкер Андрюша (так он представился AUTO.TUT.BY) растерян — он даже не заметил, что нарушил ПДД, и понимает, что наказания ему не избежать. Однако дело оказалось куда серьезней: 26-летний парень числится в розыске. Вместе с нарядом ГАИ байкер отправился во Фрунзенское РУВД.
— Ну что ж вы, Андрей Андреевич, катаетесь по городу, а вас, оказывается, ищут все. Долг родине вы не отдали, — говорит милиционер.
Выяснилось, что Андрея разыскивают как уклониста от армии.
— Как же так… Я же недавно мотоцикл в ГАИ регистрировал, и никто мне ни о каком розыске не говорил, — недоумевает байкер.
За проезд на красный парень заплатил 210 тысяч, и мы оставили его в дежурной части — дальнейшей его судьбой будет заниматься милиция и военкомат.
— Сейчас ситуация с байкерами гораздо лучше, чем была еще пять лет назад, — рассказывает инспектор, пока спокойно едем по ночному городу. — Практически все нормальные и вежливые люди. Не скрываются, как раньше, останавливаются по требованию практически все.
Исключение из правил мы увидели буквально через несколько минут. По проспекту Независимости в районе площади Якуба Коласа мотоциклист на Suzuki Hayabusa без номеров проехал переход на красный, требование об остановке проигнорировал и на высокой скорости начал скрываться. Началось преследование.
— Внимание, мотоцикл без регистрационных знаков не остановился по требованию и пытается скрыться. Прошу помощи в задержании, — сообщает гаишник по рации.
Мотоциклист тем временем проехал площадь Победы, а возле цирка резко — на красный и из второй полосы — повернул налево на улицу Янки Купалы.
С мигалками и сиреной мчимся за ним на скорости 140 км/ч. Он мчится быстрее. С соседних улиц слышна сирена — к погоне подключились другие патрульные автомобили. На перекрестке с Богдановича видим, как байк уходит направо в сторону Немиги.
— Уходит, уходит! — передает по рации Хомчик. — Матерый, лихо уходит…
Погоня за байкером продолжалась около 20 минут. Мотоциклист на огромной скорости гонял по городу, переезжая из района в район, и все стремился к выезду из Минска.
— Выскочить за город хочет, — предполагает инспектор, слушая сообщения коллег по рации о передвижениях байка.
Интуиция, основанная на опыте, не подвела сотрудника ГАИ: байкер покинул столицу и уехал в направлении Мачулищей. И, хоть вдогонку бросились три экипажа ГАИ, задержать его так и не удалось.
— Надеюсь, с этим парнем, который «ушел» от нас, ничего не приключится, а из-за его лихой езды никто не пострадает. Может, эта погоня прибавит ему ума, и он поставит хоть на некоторое время свой байк в гараж, — вслух размышляет инспектор.
На часах — два ночи. Смена у инспекторов заканчивается, и мы пересаживаемся в другой автомобиль ГАИ. В это время мотоциклов в городе уже очень мало — рабочий день, многим утром вставать на работу.
Возле станции метро «Московская» замечаем три спортбайка, которые едут в направлении Уручья. У одного из них нет номера. Предполагаем, что сейчас опять будет погоня. Но нет — после требования инспектора остановиться байкер послушно принимает вправо и останавливается в «кармане».
Оказалось, что регистрационный знак на мотоцикле есть, просто он так спрятан под сиденье, что его не видно даже с близкого расстояния.
— Ай, знаю я, что номера не видно. За два года езды на этом байке из-за номера меня постоянно ГАИ останавливает, — говорит 28-летний водитель, а потом оптимистично добавляет: — Предупреждает, но не штрафует. Главное, с документами у меня все в порядке: техосмотр, категория, страховка — все есть!
Получив очередное предупреждение от инспектора, байкер помчался домой.
…Утром члены белорусского мотосообщества уже были осведомлены, что ночью ГАИ ловила байкера. Они вовсю делились информацией и «болели» за своего коллегу: «По Минску гоняли байкера», «Ночью были слышны выстрелы» (преувеличивают, будем откровенны!), «Надеюсь, ему хватит бензина», «Красава, сколько экипажей стянул», и в конце — «Ушел, молодец!», «Респект ему».
Но далеко не все байкеры поддерживают такую манеру поведения мотоциклистов на дороге. А чаще всего — осуждают.
— Честно говоря, те, кто так гоняет — дети, не знающие, что и кому они хотят доказать… То ли бросить вызов системе, то ли показать свою крутость… Сейчас этим никого не удивить. Как-то доводилось в стае ездить — ужасное зрелище. Ночные катания, которые должны приносить удовольствие и наслаждение от красоты вечернего Минска, превращаются в опасный для жизни аттракцион и игру наперегонки, — поделился с AUTO.TUT.BY своими размышлениями один из столичных байкеров Майк (Михаил Северин). — А парень этот, наверняка, удирал потому, что документы были не в порядке или нарушил что-то… Как минимум отсутствие регистрационного знака говорит о том, что он не собирался ездить 60 км/ч по городу… Иногда боязнь получить штраф либо быть лишенным прав заставляет принимать неправильные решения в надежде, что повезет, и инспектор не станет преследовать. После того, как мотоциклист принимает решение скрываться, он гонит до последнего. Со всеми вытекающими… Доездятся!