От ремонта баллистических ракет к модернизации самолетов: репортаж с авиазавода в Барановичах
24 июня 558 Авиационный ремонтный завод отметил 75-летие. Сегодня предприятие, расположенное в Барановичах, занимается не только ремонтом и модернизацией боевой авиационной техники, но и производит ряд конструктивных элементов для самых современных пассажирских самолетов, таких, как Sukhoi Superjet 100, самолет-амфибия "Бе-200" и новейший "Иркут МС-21".
Большая часть заказов — из-за рубежа
По словам директора предприятия Павла Пингина, большая часть заказов для предприятия приходит из-за рубежа. В первую очередь это касается модернизации боевой авиации. Востребованы проекты повышения характеристик самолетов "МиГ-29", "Су-27" и других. Кроме того, здесь происходит белорусская модернизация вертолетов "Ми-8" ("Ми-17"), "Ми-24" ("Ми-35").
Например, белорусское усовершенствование вертолета "Ми-8МТ" до уровня "Ми-8МТКО" повысило его боевую эффективность и значительно расширило возможности по применению машины в плохих погодных условиях и темное время суток.
На прошедшей недавно выставке KADEX 2016 казахам очень понравился проект модернизации 558АРЗ штурмовика "Су-25", рассказал директор предприятия.
Белорусские специалисты автоматизировали большую часть процессов, необходимых для выполнения боевых задач, существенно облегчив работу летчика. Также было установлено новое оборудование, позволяющее существенно увеличить точность неуправляемых бомб и снарядов, а также применять новые типы вооружения.
Входит в топ-25 самых прибыльных компаний Беларуси
За пять лет, с 2011 по 2015 год, объем производства на предприятии вырос в 5,5 раза, а численность персонала — на 25%. Сегодня средняя зарплата по заводу составляет в эквиваленте около 500 долларов.
Выручка от реализации продукции в расчете на 1 работника достигла в 2015 году 936 млн рублей (51,2 тысячи долларов США).
По результатам за 2015 год чистая прибыль авиазавода составила 416 млрд рублей, рентабельность продаж — 27,2%. Предприятие входит в топ-25 самых прибыльных в Беларуси.
Интерес проявлял даже Airbus
Последние несколько лет «558АРЗ», по словам его директора, осваивает позиции на рынке гражданской авиации. Предприятие вошло в число поставщиков запасных частей, одобренных российской «Объединенной авиастроительной корпорацией».
К примеру, белорусские детали будут стоять на новейшем российском ближне- и среднемагистральном пассажирском самолете "Иркут МС-21", который впервые был показан 8 июня этого года.
Для этого лайнера будут производиться части композитного крыла — одного из самых сложных элементов конструкции "МС-21". Доля композитов, используемых в крыле у "МС-41", выше, чем у Boeing 787 Dreamliner. Кроме того, «558АРЗ» включен в число поставщиков запчастей для другого российского пассажирского самолета — Sukhoi Superjet 100.
Одой из самых сложных задач для завода стало освоение производства титановых агрегатов для самолета-амфибии "Бе-200". На «558АРЗ» освоено производство 63 наименований таких изделий. Эти агрегаты, например, управляют открытием-закрытием створок, выпуском шасси и многими другими функциями.
Применение титана, из которого сделана большая часть фюзеляжа "Бе-200", обусловлено постоянным контактом самолета с водой и высокой степенью риска возникновения коррозии.
К продукции завода проявил внимание и такой гигант, как Airbus. Однако продвижение на европейский рынок, по словам Павла Пингина, затрудняют опасения западных компаний в "утечке" к нам их передовых технологий.
3D-принтеры и современные компьютеры
Внутренние помещения «558АРЗ» не похожи на привычные заводские цеха — пыльные, со множеством рабочих в промасленных спецовках. Наоборот, здесь очень чисто, многие сотрудники ходят в легкой обуви, а все оборудование — компьютеризировано.
Например, чтобы получить нужный инструмент, рабочему достаточно подойти к компьютеризированному складу и набрать номер соответствующего заказа.
Если какого-то инструмента нет на заводе, то он изготавливается на специальном станке, в электронной картотеке ему присваивается инвентарный номер, после чего он отправляется на склад.
То же происходит и с необходимыми запчастями, которые печатаются на 3D-принтере.
«Есть детали, которые уже не выпускаются, и сделать их возможно только под заказ, сроки исполнения которого могут исчисляться месяцами, — рассказывает Павел Пингин. — Поэтому покупка 3D-принтера экономически полностью оправдана. Мы можем сделать любой необходимый элемент конструкции и ни от кого не зависеть».
Кстати, кроме авиационных элементов на 3D-принтере печатаются весьма необычные вещи. Так, на завод обратилось одно из местных учреждений, которому была необходима крышка на картофелечистку. Купить ее просто было негде, а кормить людей надо было.
Одним из самых дорогих на заводе является аппарат для гидроабразивной резки фирмы Flow. Он может разрезать детали и конструкции размерами 2×6 метров, с толщиной разрезаемого слоя до 300 мм. Такой установке под силу даже гранит. Сложное оборудование может разрезать водой с песком металл толщиной до 300 мм.
По словам главного инженера Андрея Тучина, режет этот аппарат гораздо аккуратнее плазмы, но для его работы нужен строго австралийский либо индийский песок.
Ангел-хранитель для самолета
Производству собственной авиатехники и сложного оборудования на предприятии уделяется немало внимания. Сейчас активно развивается направление беспилотной авиации, так востребованной в гражданском и военном секторе.
Специалистами «558АРЗ» разработаны беспилотные авиационные комплексы «Беркут-1» и «Беркут-2», которые могут проводить оптико-электронную разведку местности в дневное и ночное время. Аппаратура БПЛА «Беркут-2» позволяет применять его для целеуказания на поле боя, например, для новейшего белорусского РСЗО «Полонез», который недавно показали президенту.
Гораздо большими возможностями обладает беспилотный аппарат «Гриф-1». Помимо штатной аппаратуры БЛА может поднимать до 20 кг целевой нагрузки.
Кстати, на базе авиазавода создан авиационно-технический центр содержания и использования БАК. По словам Павла Пингина, в центре будут оказывать услуги по предоставлению информации в интересах народного хозяйства:
«Не каждое сельхозпредприятие может позволить себе содержать собственных специалистов и беспилотник. Гораздо дешевле будет обратиться к нам. Также мы проводим сертификацию гражданских беспилотников, в том числе - приобретенных за границей».
Уровень специалистов «558АРЗ» позволяет не только модернизировать существующие, но и создавать собственные системы. К таковым, например, относится РЭБ «Сателлит-М», которую уже закупают ВВС нескольких стран азиатского региона.
Читайте также: МЗКТ рассекретил новейший белорусский броневик на Eurosatory-2016