Сергей Лунегов: "Женщина в бизнесе - это интересно и достойно восхищения"
В Беларуси, собираясь на интервью с руководителем крупной финансовой структуры, как правило, не ожидаешь ничего интересного. Разгуляться журналисту здесь практически негде: все вопросы согласуют заранее, темы ограничат, в финале внесут миллион правок. До читателя дойдёт урезанная версия беседы двух человек: одному из которых неинтересно слушать, а второму — утомительно рассказывать. На том и стоим.
Здесь чаще всё по протоколу: тихо, чинно и скучно. Поэтому встреча с Сергеем Лунеговым стала приятным исключением: молодой, очень активный и харизматичный руководитель, позволяющий себе роскошь говорить то, что думает. Идеальное лицо банка, борющегося за репутацию самого технологичного в стране.
Комплиментом материал можно было бы и закончить, не стань Белинвестбанк партнёром Европейского банка реконструкции и развития. Да-да, того самого, который выделил 10 миллионов евро на поддержку женского предпринимательства в Беларуси.
Знаете ли вы, что…
В 2016 году ОАО «Белинвестбанк» стал официальным партнёром Европейского банка реконструкции и развития в рамках программы «Женщины в бизнесе».
Сегодня это один из немногих банков, готовых оказать финансовую поддержку предприятиям, управляемым женщинами.
Возможность на более выгодных условиях получить финансовую помощь предприятиям, которыми управляют женщины, стала одной из самых горячих тем в отечественном бизнес-сообществе, а также — поводом для этого интервью…
— Сергей, почему банк, стабильно входящий в топ-5 Беларуси, вдруг обратил внимание на проблему поддержки женского предпринимательства?
— Мне хотелось бы порадовать вас какой-нибудь историей внезапного озарения, но мы давно изучали рынок и проводили исследования.
Количество женщин в Беларуси, которые руководят или владеют собственным бизнесом, не превышает 35%. Для сравнения, в Германии или США этот показатель варьируется в пределах 50−52%, в Италии — в 60%, в Японии, которая многим кажется патриархальной и консервативной, количество женщин-управленцев составляет 55%. Как видите, Беларуси есть куда расти в этом плане…
— А как же стереотипы относительно женщин на руководящем посту?
— Знаете, об этом стоит поговорить.
И мы поговорили…
Сильное плечо для женского бизнеса
— Я подумываю назвать эту статью «Сильное плечо для женского бизнеса». Клише конечно, но идею программы «Женщины в бизнесе» отражает…
— Почему же?
— Вам не кажется, что это дискриминация наоборот?
— Вовсе нет. Давайте будем откровенны: женщине построить карьеру или бизнес сложнее, чем мужчине. Значит, её нужно поддержать. Мужчины чувствуют себя в деловой среде более комфортно, на мой взгляд.
— После этого обычно переходят к теме физиологических различий и рассуждениям на тему «мальчики амбициознее, зато девочки прилежнее».
— Базовые поведенческие паттерны у нас с вами действительно будут отличаться. Но я бы не мыслил здесь категориями «дано Юпитеру — не дано быку». Я видел достаточное количество талантливых и бесталанных руководителей обоих полов.
Будем объективны: на становление личности влияет не только физиология, но и социальные правила, в контексте которых растёт человек. В бизнесе нужна здоровая агрессия и азарт. В мальчиках эти качества поощряются, в то время как девочек учат быть терпеливыми и альтруистичными.
Начиная своё дело, женщина уже ставит себя в некую оппозицию к традиционным нормам. Для этого, с моей точки зрения, нужна большая смелость…
— Очень неожиданно слышать это от бывшего военного…
— Рискую сейчас испортить впечатление, но я сам достаточное количество времени был уверен, что женщина не может ни хорошо водить машину, ни быть талантливым руководителем. Долгие годы я просто не видел обратных примеров: ведь у нас на высших должностях почти все