Секрет исторической памяти Беларуси и Армении
В СССР умудрились написать крайне рафинированную историю Великой Отечественной войны. Подавляющее большинство проблем, с которыми столкнулось наше общество в 90-х, связаны с политизацией Великой Отечественной войны — спасибо за это советскому агитпропу. Помните формулировку про "незначительное число отщепенцев, алкоголиков и уголовников"? Так назывались коллаборационисты.
В 90-е открываются архивы и выясняется, что их было больше миллиона. Архивы долго не хотели рассекречивать, потому что понимали: война совсем получилась не такой, какой ее задумывали изначально. Готовились воевать малой кровью на территории противника, а получилось совсем иначе.
Наконец, возник фактор участия в истребительной политике. У нас все время считалось, что расстреливали и убивали только немцы. Потом выяснилось, что значительную часть карательных операций выполняли соотечественники: украинцы, латыши, эстонцы, русские. Самый яркий пример — Хатынь. Мы привыкли думать, что эта трагедия — дело рук только немцев. И мало кто знает, что секретарь ЦК КП Украины Щербицкий попросил, чтобы факт участия украинского народа на стороне палачей не предавался огласке…
Когда архивы были рассекречены, старое поколение историков не могло дать ответы на возникшие у людей вопросы, в силу того, что они были заточены под идеологию ЦК КПСС. Первая реакция в 90-е — шок, непонимание, отрицание.
Сегодня уже сформировался круг историков, чьим исследованиям можно доверять, они не заточены под идеологию. Это Александр Дюков, Владимир Симендей, Алексей Исаев, Дмитрий Шеин, Валерий Замулин. В результате усилия 20 ученых, предпринятые за последние 11 лет, дали результат, но пока скромный. Трудно противостоять массовой фальсификации истории.
Самые вопиющие примеры фальсификации
Герберт Цукурс — национальный герой в Латвии. Это один из палачей рижского гетто, который кричал, что хочет напиться еврейской крови. В результате его ликвидировал Моссад.
В Литве есть свои "герои" — "Литовский фронт активистов", устроивший еврейские погромы в конце июня 1941. В Эстонии героизируют солдат двух эстонских дивизий СС.
За раскручиванием этих персонажей и формированием их позитивного имиджа стоят местные политические элиты. Ни одно государство не может существовать без идеологии. Современные лидеры ищут стержень для государственной опоры заявляя, что они жертвы "кровавой русской оккупации", а значит, борцы с ней автоматически становятся героями. То, что эти герои — военные преступники, никого не заботит.
Недавно, посещая Латвию, я купил конверт, посвященный Цукурсу, на котором была марка с его изображением и надпись: "Латыш, когда тебе будет плохо, думай о том, что Цукурсу было еще хуже".
Историческая память Беларуси и Армении
Не соглашусь с тем, что уроки военной истории везде учат одинаково плохо. Возьмите, Беларусь и Армению. В этих странах никогда не ставились смелые эксперименты, странных спикеров не делали догмой общественного сознания. Там исключено появление в публичном пространстве человека типа Игоря Чубайса, который скажет, что блокады Ленинграда не было. Его просто никто не будет приглашать на эфир, он станет изгоем. К тому же там регулярно выходят фундаментальные научные исследования. Они есть и у нас, но в меньшем количестве.
Из Армении я привез неподъемный том "Вклад армянского народа в ВОВ", в котором перечислены все фамилии воевавших солдат, найденные в архивах. В России были поисковые отряды и региональные книги памяти, но на федеральном уровне такая работа не проводится.
Каждый четвертый белорус погиб на войне, в стране были детские лагеря смерти, там пересмотра истории не может быть в принципе. Ежегодно проводится десяток научных конференций и мероприятий, посвященных памяти жертв Второй мировой войны.
Ультраправый Ренессанс
Сколько времени нужно, чтобы изменить историческое сознание? Как показывает практика, десяти лет достаточно. Старое поколение, очевидцы, остаются на задворках. Им не дают слова, как это происходит в Латвии или на Украине. Агитаторам же предоставляется доступ к СМИ, политическая поддержка, право выступать на научных конференциях. Так они задают вектор развития обществу.
Ультраправые настроения — естественный ответ на национальное унижение. Гитлер пришел к власти как ответ немецкого общества на позорный Версаль. Сейчас ультраправые настроения в Германии снова нарастают, и это логично. Когда улицы заполонили непонятные люди, которые не хотят ассимилироваться, работать, учиться, а хотят лишь получать пособие, немецкие обыватели говорят: мы и так кормим греческих, итальянских и португальских дармоедов, сколько можно?
Нынешняя власть Германии делает все, чтобы на место правых консерваторов, ПЕГИДА, пришли радикалы. Посмотрите ролики с последних митингов в Берлине. Представьте их в черно-белом цвете, и вы поймете, что было в 30-х годах прошлого столетия. Когда толпа стала петь Deutschland über alles, мне это напомнило митинг на партийном съезде в Нюрнберге. А ведь еще несколько лет назад обстановка была спокойной.
То, что нас объединяет
Где-то празднуют Победу 8 мая, где-то 9-го. В некоторых странах праздник называют победой во Второй мировой войне, в некоторых — в Великой Отечественной. Напомню, что в момент, когда все участники приема Акта о безоговорочной капитуляции Германии поставили подписи, в городе-герое Москве уже было 9 мая. Все дело в банальной разнице часовых поясов.
9 мая всегда отмечали очень пышно, это всенародный праздник. За этот день мы заплатили цену в 27 миллионов человеческих жизней. Победа является одним из объединяющих стержней для русского народа и народов, населяющих Россию. То, что День Победы отмечает и стар, и млад — правильно. Гораздо страшнее, если мы перестанем это делать — к забвению нас призывали в 1990-е и начале 2000-х: зачем вы проводите парады? Вы этим угрожаете мировой безопасности!
День Победы — наша великая традиция, нравится это кому-то или нет. Если страны Балтии против — это их проблемы.