Ануш Бабаян: «Чувство красоты должно быт в твоих действиях, мыслях – во всем»
Существует много видов изобразительного искусства, и каждый из них сам по себе прекрасен, но особенно я отдаю предпочтение живописи. Для меня самое главное, чтобы картина, на которую ты смотришь — радовала глаз. Именно о таких я работах я бы хотела рассказать, а скорее, — об одной прекрасной художнице, которая их создает.
Ануш Бабаян — кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и профессиональных коммуникаций Российско-армянского университета. Автор более 35 научных статей, посвященных аксиологическим проблемам эстетического образования молодежи, создатель предмета «Эстетическая коммуникация», который предполагает диалогическое восприятие эстетических ценностей художественной культуры. Супруга Советника Посольства Армении, члена Минского Международного женского клуба, одна из основателей проекта АРТ-дипломатия.
С начала 2000-х - живет и работает в Минске. Здесь она окунулась в новую культурную среду, которая самым неожиданным образом позволила проявиться ее затаенному природному дарованию.
В прошлом году в Белорусском государственном академическом музыкальном театре прошел международный творческий проект «Арт-дипломатия» с участием культурной элиты страны и представителей дипломатического корпуса. Начала «Арт-дипломатию» с персональной выставки армянской художницы Ануш Бабаян «Вкус абрикосовой страны». Мне посчастливилось присутствовать на открытии выставки. Могу сказать, что на меня произвело большое впечатление. Большинство картин будто излучали свет. Было создана необыкновенная атмосфера прикосновения к другому миру, в котором все светится, переливается яркими цветами. Ходишь по залу, внимательно рассматривая все полотна.
«Почему именно вкус абрикосовой страны? Я просто соскучилась. Я очень люблю аромат абрикоса, меня он приводит в восторг. Сам этот аромат и настраивает на вкус. А, находясь в Минске, армянский абрикос практически невозможно достать. Но для меня оранжевый цвет в армянской культуре имеет особое значение. Не тот оранжевый, как у апельсина, а именно – абрикосовый цвет. А почему вкус? Можно ли через краски, через образы передать вкус и запах? Это самое сложное – передать вкус. Я знаю, что через работы Айвазовского зритель ощущает запах моря. А мне было интересно, передать вкус моей страны. Поэтому я называю свою страну – абрикосовой страной. И он знаком абсолютно всем, кто хоть однажды был в Армении. И этим вкусом пропитано все: деревья, камни, трава… И ко всему этому нужно относиться бережно. И тогда ты научишься относиться к себе – бережно, следовательно, — к другим, — рассказывает Ануш Бабаян.
С детства Ануш мечтала стать музыкантом, ходила в музыкальную школу, успешно ее окончила, но потом от этой мысли её отговорили. Мечтала — рисовать, но по разным причинам как-то не решалась. Но все равно всегда была так или иначе связана с искусством, с эстетикой.
Ануш Бабаян много лет преподавала эстетическую коммуникацию, факультативно, потом этот предмет обосновала, научно и практически. Учила людей понимать друг друга
«Раньше у меня было активное общение со студентами, в аудитории на моих лекция присутствовали по 50-100 человек. И, когда я оказалась в Минске — у меня была потребность высказаться. Однажды я попала на выставку Марины Эльяшевич. Она тоже не профессиональный художник, она – экономист. Марина научила меня основам традиционной китайской живописи. Мне все это было очень близко, я много интересовалась живописью, музыкой, философией. По сути, ты пишешь то, что думаешь. И Марина научила меня держать кисть. И я начала думать. Я всегда ценила и умела понимать красоту. Чувство красоты должно быт в твоих действиях, мыслях – во всем. Я совмещаю китайскую живопись и традиции армянских миниатюр. До того, как еще начала писать картины, я теоретически знала, что испытывает поэт, писатель, художник, композитор, когда пишет — это муки. Но я знала, что у них должна быть цель, очень важная. О чем сказал Пастернак: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Вот это я реально поняла, когда увлеклась живописью. Если истинная твоя цель творчество, то ты достигнешь хоть чего-то маленького», — рассуждает Ануш.
«Начала писать картины еще и потому, что хотела научить внучку армянским буквам, истории, культуре, чтобы она стала ближе к нашему духу и нашим традициям», — вспоминает Бабаян.
А недавно Национальной библиотеке Беларуси в галерее «Панорама» состоялось открытие выставки «Окрыленная» По случаю 120-летия создания первого поэтического сборника Леси Украинки «На крилах пiсен» с участием Ануш Бабаян.
«По семейным обстоятельствам, совсем маленькой, я оказалась в Украине. Тогда папе надо было лечь в Киевскую больницу на обследование. И, чтобы не терять времени, меня отдали в школу. В первый класс я пошла в украинско-французскую школу, мы жили тогда на Крещатике. Но в то время я еще ни слова не знала по-русски, но через два месяца я говорила по-русски, по-украински, а через год – лучше всех в классе говорила на французском. Это потому что я — армянка, это благодаря нашим языковым способностям. И, когда папа успешно прошел все обследования, и нужно было возвращаться домой, я начала сопротивляться. Мол, как это? Если я пошла в первый класс, то я должна эту школу и закончить. Я с детства была странной (смеётся). Но папа должен был каждые два месяца снова приезжать в Киев, и меня оставили с моей тетей Лилей (я ее называю двоюродной мамой), которая там жила с семьей. А у нее была домработница, она нас водила в школу — обратно домой приводила, кормила. Старшая дочь ее была Алёнушка. И у меня есть картина, которую я ей посвятила. И моё участие в подобном проекте – это знак любви и уважения к моей украинской родне. Я не могла не выразить эту любовь, потому что от них многое получила. Киев – город детства. В детстве все закладывается, эту любовь я в себе до сих пор несу. И моя экспозиция – посвящена человеческим ценностям. Идея всей моей выставки заключается именно в этом», — поделилась Ануш Бабаян.
Время на выставке пробежало незаметно. Я прошлась по залу, не пропуская ни одной работы. Не раз возвращалась обратно, желая сравнить вновь и вновь увиденное с тем, что видела раньше. Ни капли монотонности, ничего повторяющегося, каждый шаг — ведет к новому открытию.
Татевик БОДЖИКЯН