Деньгам счет нужен
Эффективность бюджетных расходов и их отдача в решении экономических и социальных проблем страны – один из ключевых базовых вопросов государственного управления, который затрагивает все уровни власти от федерального центра до муниципалитета.
В 2012 году расходы консолидированного бюджета России превысили 22 трлн рублей – это 37 % ВВП страны. Такие цифры привел на заседании Государственного совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов президент страны Владимир Путин. По его словам, возможности бюджетной системы серьезно укрепились, но остались проблемы, связанные с качеством использования этих средств.
Именно поэтому были приняты концептуальные законы о создании новых форм госучреждений и об улучшении механизма их финансирования. Также летом текущего года внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, направленные на совершенствование финансового контроля над госрасходами. Коренным образом меняется и принцип построения бюджета страны – с 2014 года он будет формироваться на программной основе. Региональные и муниципальные власти также получили право формировать свои бюджеты на следующий год по такому же принципу.
С 1 октября текущего года вступил в силу новый закон о Счетной палате. Теперь она может проводить комплексный анализ госрасходов – от их планирования до оценки эффективности трат.
Одна из острых тем сегодня – государственные закупки. То, что происходит сейчас в этой сфере, вызывает как минимум недоумение. По данным Контрольного управления, в 2012 году на официальном сайте о госзакупках в сети интернет было размещено более 3,4 млн государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 трлн рублей. После мониторинга установлено, что более 60 % из них были проведены с нарушениями.
С 1 января 2014 года вместо известного федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступает в силу новый федеральный закон «О контрактной системе». Изменит ли он коренным образом сложившуюся ситуацию с госзакупками?
Несмотря на близость вступления в действие закона, еще не по всем позициям закончены дискуссии. Пока не определено, какие виды товаров и услуг предназначены исключительно для закупок на электронных аукционах, а по каким можно применять механизмы конкурсов. Открытыми остаются и вопросы, по которым еще не завершено согласование, – это строительные работы и закупка высокотехнологичного медицинского оборудования.
Также нет определенной ясности в порядке оценки заявок, которые подаются на конкурс, а также в соотношении между ценовыми и неценовыми качествами. В действующем законодательстве упор был сделан на ценовые характеристики. При этом возникали и возникают проблемы, когда конкурсы выигрывали не соответствующие по квалификационным и качественным требованиям поставщики. А с другой стороны, отечественные производители, которые предлагают качественную продукцию, не могут по этим параметрам победить на конкурсе. Вот эту ситуацию и необходимо урегулировать.
Что касается информационного обеспечения, то до конца ноября должно быть принято решение по концепции технического задания единой информационной системы в сфере закупок. А до 2015 года эта система должна быть создана. Принципиальным в этой работе является полная совместимость возможностей, которые появляются у новой системы, с ресурсом, который сейчас используется в рамках «электронного бюджета» Федеральным казначейством. А до тех пор, пока данная система не заработает, соответствующая работа будет вестись через действующий официальный сайт госзакупок.
Как было сказано на названном выше совещании мэром Москвы Сергеем Собяниным, невозможно раз и навсегда сделать бюджетные расходы идеально эффективными. Но можно и нужно постоянно совершенствовать механизмы и способы эффективного расходования средств.