Оздоровительные проекты
Узаконенная паллиативная помощь, отказ врача от проведения аборта, возможность сменить пол в государственных клиниках — все эти новшества предлагается внести в Закон о здравоохранении
Один из самых обсуждаемых в обществе законопроектов готовится к рассмотрению в первом чтении на осенней сессии парламента. Помня о том, какой грандиозный общественный резонанс вызвали инициативы “подкорректировать” некоторые статьи документа, “НГ” решила выяснить, к чьему мнению в итоге прислушались народные избранники.
Как выяснилось, врачам-специалистам все же предоставляется право отказаться от проведения аборта.
— Было много дискуссий, посвященных этой проблеме, — признается председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, кандидат медицинских наук, доцент Александр Цецохо. — Многие пожелания были услышаны и приняты к сведению. В итоге в статью 27 Закона предлагается внести такие изменения: каждая женщина, пожелавшая прервать беременность в сроки до 12 недель, сможет пройти предабортное психологическое консультирование, а организация здравоохранения обязана создать условия для такого консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности. При этом следует отметить, что, по информации Министерства здравоохранения Республики Беларусь, во всех женских консультациях, диагностических и молодежных центрах работают кабинеты по планированию семьи, которые проводят консультирование, направленное, в первую очередь, на сохранение беременности. Это дает свои положительные результаты. За последние десять лет число абортов во всех возрастных группах снизилось в четыре раза.
Мы также предлагаем законодательно закрепить право врача-специалиста отказаться от проведения аборта, если это не угрожает жизни пациентки. В этом случае руководитель организации здравоохранения будет обязан найти для женщины другого специалиста, который выполнит эту процедуру. В то же время не надо забывать о том, что врач должен оставаться врачом в любых обстоятельствах. И до тех пор, пока аборт считается медицинской процедурой, человек, отучившийся по специальности “акушер-гинеколог”, обязан ее выполнять. Он ведь знал, на что идет, когда выбирал данную специализацию. Если по каким-то причинам, например, религиозным или этическим, он не может проводить операции по прерыванию беременности, впору задуматься о смене если не профессии, то хотя бы специализации.
Еще одно любопытное уточнение, предусмотренное законопроектом, — статья 19 “Изменение и коррекция половой принадлежности”. Изменение и коррекцию половой принадлежности смогут осуществить лица, достигшие совершеннолетия, и исключительно в государственных организациях здравоохранения при наличии медицинских показаний. Для того чтобы определить эти показания, пациенту придется пройти комплексное медико-психологическое исследование, по результатам которого Межведомственной комиссией по медико-психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола при Министерстве здравоохранения будет вынесено соответствующее решение.
— Новое время диктует свои условия, ведь еще пятнадцать — двадцать лет назад мы даже не задумывались над подобными вопросами, — рассуждает Александр Цецохо. — Однако закрывать глаза на правду жизни нельзя. А эта правда сегодня такова: в подобных операциях нуждается часть наших граждан. К счастью, их мало. Но это тоже новшество времени, к которому нельзя оставаться равнодушным.
Кроме всего прочего, депутаты предлагают узаконить такие виды медицинской помощи, как высокотехнологичная (для которой необходимы уникальные, ресурсоемкие методы), медико-социальная (при наличии хронических заболеваний, требующих круглосуточного медицинского ухода и наблюдения) и паллиативная (не устраняющая первопричину заболевания, но избавляющая от боли и облегчающая другие проявления заболеваний). Также расширяется перечень условий оказания медицинской помощи. Наряду с прежними стационарными и амбулаторными появятся условия оказания медицинской помощи “вне учреждений и организаций здравоохранения” и “в отделениях дневного пребывания”. Как отметил Александр Цецохо, все эти виды и условия оказания медицинской помощи предоставлялись и ранее, однако теперь каждая организация здравоохранения получит возможность делать это в рамках закона, а пациент — право на исполнение этого закона.
В разговоре на тему изменений в законодательство о здравоохранении нельзя было не упомянуть нашумевший законопроект о возмещении лицами, получившими травмы в состоянии алкогольного опьянения, затрат на свое лечение. Какова его судьба, спросили мы у Александра Цецохо.
— Действительно, этот вопрос оказался достаточно сложным. К его решению необходимо подойти очень осторожно и взвешенно. В Постоянную комиссию по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике поступает много замечаний и предложений, касающихся указанной правовой нормы. Все они анализируются, детально изучаются и прорабатываются. Этот процесс в настоящее время еще не завершен, поэтому говорить о содержании конкретных положений законопроекта пока преждевременно.
|