Оптимальный выбор
Предлагаемые изменения в избирательное законодательство обеспечат больше информативности и возможностей для избирателей
Проект Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов” — еще один важнейший законопроект, который планируется рассмотреть сегодня в первом чтении. Субъектом законодательной инициативы по этому законопроекту выступил Президент страны Александр Лукашенко. Какие изменения в избирательном законодательстве предусмотрены этим законопроектом, “Народная газета” попросила рассказать руководителя профильной парламентской комиссии — председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Александра ЗОЗУЛЮ.
— Александр Иванович, данный законопроект парламентарии изучали на стадии подготовки почти в течение года. Какие поправки, внесенные в данный законопроект на этапе его подготовки, видятся наиболее существенными?
— Прежде всего стоит отметить изменение порядка определения результатов выборов депутатов Палаты представителей. В частности, предлагаемым нами законопроектом предусматривается, что после его принятия выборы будут проводиться в один тур.
Также законопроектом предусмотрено изменение структуры избирательных комиссий в стране: к существующим ныне трем уровням — участковых, окружных и Центральной комиссий — добавится еще один, уровень территориальных избирательных комиссий: областных и Минской городской. Они послужат промежуточным звеном между Центризбиркомом и окружными комиссиями при рассмотрении жалоб.
Новым законопроектом предусмотрен институт члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса — прежде всего для окружных комиссий (ранее таковые были лишь в Центризбиркоме). Это новшество в очередной раз подчеркивает демократичность и прозрачность белорусского избирательного законодательства.
— Законопроектом среди прочего предлагается отказаться от бюджетного финансирования на агитационные расходы кандидатов, а передать эти средства местным территориальным и окружным избиркомам, чтобы они изготавливали информационные буклеты и вместе с приглашением посетить избирательный участок рассылали их избирателям. В связи с чем принято такое решение?
— В основном в связи с жалобами избирателей на недостаток информации. Такого рода изменения в избирательном законодательстве исключат ситуацию, когда кандидат средства на агитационные расходы принимал, но агитацией должным образом не занимался. И позволят избирателю получить информацию хотя бы о том, кто именно баллотируется по его избирательному округу.
Высвободить бюджетные ресурсы позволит и такое нововведение, как увеличение максимального размера избирательных фондов.
В частности, предельные размеры финансовых фондов кандидатов в президенты планируется увеличить до девяти тысяч базовых величин, а кандидатов в депутаты Палаты представителей — до одной тысячи базовых величин.
В связи с уходом от бюджетного финансирования предвыборной агитации предполагается, что кандидаты в депутаты местных Советов также получат право создавать избирательные фонды размером до 30 (при выборах в областные или городские Советы) или до 10 (при выборах в районные и сельские Советы) базовых величин.
— Уже было озвучено, что за кандидатами в депутаты и президенты будет сохранено право на бесплатное использование государственных СМИ для предвыборных выступлений, дебатов и опубликования программ. Между тем в преддверии прошлых выборов тактика оппонентов власти, стремящихся использовать любую возможность для продвижения собственных интересов в ущерб всем остальным стала просто очевидной. Одни призывы к бойкоту чего стоили...
— С принятием поправок в Избирательный кодекс подобное будет исключено: агитация за бойкот будет запрещена, то есть выведена из избирательного законодательства и из предвыборной деятельности как таковой. Если кандидат в депутаты или президенты позволит себе выступить с призывами к бойкоту выборов, он тут же будет снят с предвыборной гонки.
— Александр Иванович, будет ли разрешена ситуация, касающаяся злоупотребления отдельными кандидатами таким понятием, как доверенные лица?
— Безусловно. Как вы помните, на минувших парламентских выборах имели место случаи, когда один из кандидатов в депутаты оказывался доверенным лицом 17 других кандидатов, получая таким образом формальное право до 18 раз участвовать в дебатах — за себя и за представляемых им лиц. Другой кандидат одновременно был доверенным лицом у 14 кандидатов, третий — у семи... Разработанный нами с участием Центральной комиссии и иных заинтересованных ведомств законопроект четко предусматривает: доверенное лицо кандидата не может само одновременно являться кандидатом, и наоборот: кандидат не может быть доверенным лицом другого кандидата.
|