Кризис на экспорт

Источник материала:  
26.09.2013 — Разное

Один из вопросов обсуждения в ходе видеомоста Москва – Ереван – Тбилиси на тему: «Большой Кавказ в контексте сирийского кризиса» в РИА «Новости» – как происходящее в Сирии может повлиять на регион Большого Кавказа.

Директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов считает, что все события, происходящие на Ближнем Востоке, рано или поздно дойдут до кавказских границ.

О влиянии сирийского кризиса на Армению рассказал директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян. По его мнению, ситуация в Сирии далека до разрешения, поскольку остается опасность вторжения в страну со стороны Турции. На границе Сирии находятся турецкие бронетанковые соединения, боевая авиация. Все готово для вторжения. «Небольшая победоносная война» входит в планы турецкого политического руководства.

Армения уже приняла около 7 тысяч армян – беженцев из Сирии.

Ощущение угрозы войны в регионе большей частью связано с тем, что напряженной остается ситуация вокруг Ирана. Не исключено, что сирийский кризис выйдет за рамки Сирии и перерастет в вооруженный конфликт регионального характера, в который будут вовлечены соседние государства. Единственный положительный момент, по мнению армянского эксперта, – развитие интеграционных процессов на территории СНГ. Если они будут развиваться динамичнее, влияние сирийского или ближневосточного кризиса на регион Южного Кавказа возрастать не будет.

Грузинский эксперт по международным вопросам, востоковед, профессор Коте Жгенти не думает, что сирийский кризис перерастет в широкий региональный кризис, поскольку «дипломатические возможности не исчерпаны». По мнению грузинского политолога и публициста Гелы Васадзе, общей геополитики Южного Кавказа сегодня не существует. Есть Грузия, которая сохраняет евро-атлантические тенденции, Армения, которая полностью интегрирована в евразийское пространство, и Азербайджан, тяготеющий к центральноазиатским государствам.

Общий риск Грузии и Азербайджана в том, что Турция, их главный экономический и серьезный политический партнер, – один из игроков в сирийском конфликте, поэтому ее риски автоматически переходят на Грузию и Азербайджан.

Российский политолог, историк, эксперт по Кавказу Андрей Епифанцев считает, что Россия уже ощущает последствия возвращения боевиков из Сирии в родные пенаты. Это в первую очередь отражается на масштабах распространения ваххабизма в России, Азербайджане, Киргизии и других мусульманских странах. Вторая угроза – возможная миграция на Северный Кавказ 100 тысяч сирийцев, имеющих черкесские корни. Такое перемещение взорвет Северный Кавказ.

Если ситуация в Сирии будет и дальше происходить по сценарию «ливизация», она, безусловно, направит эскалацию конфликта на Иран. Ухудшится положение Турции: курды могут организовать единое курдское государство. Обострение ситуации в Иране может привести к тому, что Армения потеряет Карабах.

←Человек, Арктика, гармония с природой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика