Раввин Григорий АБРАМОВИЧ: На пути к покаянию
Не надо бить себя кулаком в грудь, достаточно легонько прикоснуться к сердцу
Менее чем через две недели, вечером 4 сентября, наступает еврейский Новый год. На иврите он называется “Рош а шана”, или буквально “глава года”. Он наступает первого Тишрея и длится два дня, то есть с вечера 4 сентября до вечера 6 сентября.
Можно подумать, будто евреям не хватает одного дня, чтобы отпраздновать, и они гуляют целых два. Но это не так. Единственный праздник, который и евреи Израиля, и диаспоры, и ортодоксы, и реформисты отмечают одинаково, два дня, — это Рош а шана. И гуляний как таковых нет, ведь для иудеев это День Суда. В период с еврейского Нового года и до дня искупления (Йом Киппур) есть десять дней, когда необходимо попросить прощения у тех, кого мог вольно или невольно обидеть. А в сам Йом Киппур, который наступает в этом году вечером 13 сентября, мы просим прощения у Всевышнего. Мы надеемся быть вписанными в “Книгу жизни” и желаем друг другу “крепкого и сладкого Нового года”. Одна из молитв этого периода называется “Ашамну” (в переводе — “мы были повинны”). Необычна она тем, что мы в алфавитном порядке (имеется в виду ивритский алфавит) произносим те грехи, в которых мы или наши родные могли быть повинны, и, произнося каждый из них, слегка ударяем себя рукой в грудь.
Безусловно, все физические увечья и просто издевательства над телом в иудаизме запрещены, и удары в область сердца, конечно, чисто символические. Но прежде чем ответить на вопрос, зачем так делать, предлагаю посмотреть на текст молитвы Ашамну. “Были повинны, предавали, обирали, бранили, измышляли (недоброе), осуждали, таили неприязнь, забирали чужое, клеветали, советовали дурное, лгали, ерничали, выбирали беззаконие, говорили мерзости, враждовали, нарушали, преследовали, упорствовали во зле, развращали, презирали, сбивались с пути и сбивали других”. В этой молитве евреи говорят не от своего имени, а от имени общины. И возможно, кто-то прямо или косвенно в общине имеет отношение к перечисленным проступкам и грехам.
В книге “Мидраш Когелет раба” (7:9), толковании на книгу Экклезиаста, сказано, почему во время произнесения этой молитвы бьют себя кулаком в грудь — “потому, что все прегрешения от сердца”.
Скорее всего, и текст молитвы, и легкое постукивание в область сердца возникли как инструмент к раскаянию. Сегодня, чтобы вернуть человека к жизни при остановке сердца, медики используют дефибриллятор — прибор, который воздействует электрическим током на сердечную мышцу. И сегодня выражение “стучать кулаком в грудь” обозначает клятвенно и порой крикливо уверять кого-то в чем-либо.
Но в молитве Ашамну мы не запускаем сердце разрядом, а “достаем из него” то, в чем мы должны раскаяться или о чем задуматься, и бьем себя кулаком в грудь не для доказательства правоты, а скорее наоборот. Мы в чем-то делим ответственность за проступки, которые, может, мы и не совершали, но хотели бы получить прощение для тех, кто виновен. Порой, стоя перед Всевышним и моля его о жизни и здоровье, необязательно доказывать вину или правоту. Не надо бить себя кулаком в грудь, достаточно легонько прикоснуться к сердцу. И важно найти свой путь к покаянию, молитве и праведности.