Островец преображения

Источник материала:  
20.08.2013 — Разное

Белорусская АЭС еще не возведена, но уже дала мощный импульс развитию региона

Последний раз мне довелось побывать в Островце полтора года назад. И уже тогда, признаюсь, был поражен тем, как город преображается буквально на глазах. Новые магазины, рынок, автостанция, ресторан, гостиница — это только то видимое, что появилось в городском поселке к тому времени. Возник даже своего рода трехвековой цивилизационный мост: будущая атомная электростанция — детище XX и XXI веков — привнесла в жизнь региона некоторые изобретения позапрошлого столетия: лифт и светофор. С тех пор Островец приобрел статус города, а его жители уверены в том, что атомная энергия — это их надежное будущее. На днях журналист “НГ” снова побывал в первом белорусском “атомограде” и убедился: будущее это весьма впечатляет.

Первый автобус

В первый августовский день нынешнего года на улицы Островца вышел и первый автобус. Причем первый и по своему маршрутному номеру, и по сути: раньше городского транспорта здесь не было. Сегодня городской маршрут работает в тестовом режиме, автобус курсирует пять раз в день, при этом утренний и вечерний рейсы осуществляются по так называемому большому кругу — через деревню Мали с заходом в первый и второй микрорайоны. Ну где еще, как не в Островце, вы сможете всего за две тысячи рублей отправиться на Мали, да еще и автобусом?

Однако пассажиров пока мало: по сведениям работников автостанции, в первый день курсирования автобуса был продан один билет, затем это число стало варьироваться от пяти до одиннадцати. Что ж, лиха беда начало. Сегодня островецкие транспортники возлагают надежду на увеличение пассажиропотока с началом учебного года да прикидывают, как сделать первый городской маршрут более “всеохватывающим”. “Я уже внесла им предложение продлить маршрут до железнодорожной станции Гудогай, — сообщила “НГ” местная жительница Ванда Сергеевна. — Ведь там пограничный КПП, семьи пограничников и таможенников смогли бы чаще ездить в Островец. Что же касается малого числа пассажиров, думаю, просто еще не все знают о том, что уже ходит автобус. Да и на велосипедах многие ездят. С холодами, вот увидите, людей прибавится. Две тысячи за билет — это тоже, конечно, деньги, но таксисты до больницы, например, берут в десять раз больше”.

Региональный расцвет

Впрочем, автобус — лишь малая толика преобразований, наблюдаемых сегодня в Островце. “Ранее дотационный из бюджета области и страны Островецкий район вышел на совсем другой экономический уровень, хотя на строительстве станции только завершается подготовительный этап, — отмечает заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк. — Дальнейшее же строительство АЭС и вовсе способно вывести этот регион в экономические лидеры. Во Франции, по информации компании АРЕВА — лидера атомной энергетики в этой стране, регионы соревнуются за возможность размещения АЭС на своей территории. Так что Островцу просто повезло в этом смысле, да и близлежащим регионам тоже”.

Экономические показатели сухо и беспристрастно подтверждают радужные перспективы региона. В городе ведется интенсивное жилищное строительство за счет средств госбюджета, а участки под предприятия продаются с аукциона, что не снижает ни их цены, ни их популярности в глазах инвесторов. По словам Михаила Михадюка, сегодня цена сотки земли здесь дороже, чем даже в областных центрах, и уже приближается к минскому уровню. Впрочем, инвесторов это не пугает: ожидаемая выгода оправдает любые затраты. Району это только на руку: многие объекты сферы обслуживания будут строиться исключительно за счет инвестиций различных компаний. “Все мелкие торговые точки, особенно общественного питания, уже раскуплены, — говорит председатель Островецкого райисполкома Адам Ковалько. — Тем самым мы серьезно разгрузим наш бюджет”.

С открытой душой

Увы, нередко на пути экономического развития встают барьером различные политические интриги. Особенно заметно это было в Островце в минувшую субботу, когда в прохладном кондиционированном зале Информационного центра дирекции АЭС кипели жаркие страсти при обсуждении отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущей Белорусской атомной электростанции с представителями общественности Литвы. Для литовской стороны были созданы беспрецедентно открытые условия: текст ОВОС был заблаговременно размещен на веб-сайтах Дирекции строительства АЭС и посольства Беларуси в Литве, причем на трех языках — английском, литовском и русском. Для всех желающих принять участие в обсуждении белорусское посольство в Вильнюсе оперативно оформляло бесплатные визы, а Дирекция строительства АЭС обеспечила перевозку специалистов, ученых и общественных активистов из Литвы в Островец и обратно. Даже начало мероприятия было задержано почти на час — один из автобусов, доставлявших участников слушаний из литовского города Висагинас, задержался в пути. А начинать слушания без всех заинтересованных в них белорусская сторона сочла некорректным.

Однако представители литовского государства на островецкие слушания не явились. Но и без них среди 190 человек, зарегистрировавшихся в качестве участников, 102 составляли представители общественных организаций и СМИ Литвы. Так что надежда на то, что голос Беларуси будет услышан, есть. “Хотелось бы, чтобы уровень проведения этого мероприятия с выделением бесплатных виз, доставкой к месту проведения самих слушаний взяли на вооружение и сопредельные страны, — отмечает председатель белорусского общественного объединения “Экологическая инициатива” Юрий Соловьев. — Потому что нам довелось наблюдать и другую ситуацию. Например, когда белорусские экологи хотят высказать свою позицию по поводу строительства Висагинской станции, им не то что бесплатных виз не дают, а останавливают на границе и заворачивают обратно”.

И все же в нашей северо-западной стране-соседке немало тех, кто весьма заинтересован в создании новой атомной электростанции в Беларуси. “Одна из литовских строительных компаний обратилась к нам с просьбой об участии в работах по созданию БелАЭС, — сообщил Михаил Михадюк. — Но поскольку генподрядчик у нас определен, это нижегородская инжиниринговая компания, литовской мы предложили участвовать в создании инфраструктуры станции на правах субподряда. И ее это устроило. Мы приглашаем и другие компании из Литвы, причем работать как на возведении электростанции, так и на иных объектах в Беларуси”. Кроме того, в Беларусь передано уже около двух сотен анкет от бывших сотрудников Игналинской АЭС. “Мы будем с ними работать, — сообщил Михаил Михадюк. — В ближайшее время приступим к набору эксплуатационного персонала для БелАЭС и по мере необходимости будем рассматривать поступающие предложения. Как вы все понимаете, в случае с атомной станцией работа с кадрами и персоналом требует особой тщательности”.

Подробнее о ходе общественного обсуждения белорусского ОВОС в Островце читатели “НГ” смогут прочесть в четверг в очередном выпуске газеты “Союзное вече”.

Суммировать свои впечатления хочется словами главного инженера Дирекции строительства АЭС Анатолия Бондаря: “Под Островцом возводится не отдельный строительный объект и даже не предприятие. Здесь возводится целая научная отрасль. Новая и перспективная — и для региона, и в целом для нашей страны”.

←Наблюдение по правилам

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика