Заплаты на... артериях
Насколько эффективен ямочный дорожный ремонт без строгого соблюдения технологии?
Не волнуйся, уважаемый читатель. Речь в заголовке не о новых методиках в сердечно-сосудистой хирургии. Там, слава богу, их достаточно. С их помощью умелые руки кардиохирургов спасают множество человеческих жизней, возвращают здоровье инвалидам. Автор имеет в виду транспортные артерии и в первую очередь городские дороги, которые не без оснований отождествляются с важнейшими участками кровеносной системы организма.
В последние годы эти могилевские артерии доведены до такого состояния, что движение по ним не просто затруднено, но в некоторых местах напоминает преодоление полосы препятствий. И не случайно по весне автомобилисты устроили даже подобие пикетирования, выразив таким образом свое отношение к состоянию городских дорог. Слова же, произносимые водителями после попадания колесом в скрытую выбоину или яму, как говорят, переводу не поддаются.
Статистика автоинспекции свидетельствует, что в этом году из-за плохих городских “артерий” произошло 37 зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Только зарегистрированных! Но поскольку нынешнее законодательство позволяет автомобилистам в случае ДТП без жертв и травматизма разрешать конфликт мирным путем, без вмешательства ГАИ, то можно уверенно предположить, что аварий по причине выбоин и колдобин произошло в разы больше.
Например, за два февральских дня на одном из мостов города повредили шины, колесные диски, детали подвесок два десятка машин. Заяви их хозяева иски в суд, дорожно-мостовое предприятие можно было бы “раздеть” финансово. А за последние три года за подобный недосмотр дорог оно выплатило пострадавшим лишь 26 млн рублей. При этом нельзя сказать, что асфальтовое покрытие могилевских улиц не ремонтируется. Дорожники копошатся на различных улицах, производя так называемый ямочный ремонт, а попросту — нанося “заплаты” на асфальт с помощью песчано-битумной смеси, где трещины и выбоины поменьше — мелкой щебенкой, предварительно обработав дорожные “раны” битумом.
Но, по мнению начальника управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета госконтроля Могилевской области Юрия Фролова, деятельность дорожно-мостового предприятия зачастую напоминает работу пожарной команды, которая не успевает тушить пожары из-за возникновения новых. Это происходит, как выяснила проверка, проведенная в первые месяцы нынешнего года, во многом из-за несоблюдения технологии, некачественного проведения работ и даже отступления от проектных условий.
Яркий тому пример — участок улицы Крупской от поворота на деревню Полыковичи до филиала МАЗа “Трансмаш”. Это весьма бойкая дорога, поскольку ведет на кольцевую трассу. По ней интенсивно движется транспорт различной грузоподъемности. И, естественно, дорожное полотно не выдерживает нагрузок. Каждый год здесь усердствуют дорожники, латая образовавшиеся выбоины. На ремонт уходят совсем не малые средства. Думается, их потребовалось бы значительно меньше, если один раз переложить асфальт на всем участке, а не штопать “тришкин кафтан” ежегодно.
К такому немудреному заключению подвигает и то, что два года назад уложенная крайняя правая полоса движения на этой дороге (надо думать, взбунтовались водители общественного транспорта, после чего она и была “выстелена”) и сейчас в отличном состоянии. Ямочный же ремонт выдерживает только до следующей весны.
Наверное, в дорожно-мостовом предприятии знают, что результаты ремонтных работ в таком виде, как эти работы проводятся, недолговечны, поэтому нередко после их проведения отремонтированные участки вообще не вводятся в эксплуатацию. Как отмечает Юрий Фролов, многие ремонтируемые участки годами, а то и десятилетиями пребывают в состоянии капитального ремонта. Таковых контролеры насчитали около полутора десятков. Затраты исчисляются миллиардами рублей, а дела — пшик. Потому что делается некачественно: местами без снятия верхнего изношенного слоя полотна, без учета погодных условий при проведении работ. Закатывают асфальт в лужи, кладут в период весенней и осенней слякоти. Нужны объемы, чтобы получить деньги. Не по этой ли причине ощущается и нехватка средств, на которую так часто ссылаются коммунальники?
Но “болезнь” качества, похоже, у всех дорожных строителей стала хронической и трудно поддающейся лечению. При прокладке автодороги Минск — Могилев они уверяли, что используют новейшие технологии: между слоями укладывают специальную сетку, которая увеличивает износостойкость полотна. Ну как не поверить, если работают солидные фирмы?! Однако не успели сдать трассу в эксплуатацию, как начали ее ремонтировать. И со стороны столицы, и от областного центра. Новые технологии не выдержали конкуренции со старым отношением к делу?
К слову, после вмешательства контролеров ситуация меняется, но далеко не так кардинально, как хотелось бы.