Нет любви южнее Рио-Гранде
Бразилия запросила у США объяснения в связи с информацией о слежке за бразильскими гражданами со стороны американского Агентства национальной безопасности (АНБ).
АНБ перехватывало телефонные переговоры и электронную переписку бразильцев, заявил в ходе специально созванной в бразильской столице пресс-конференции министр иностранных дел Антониу Патриота.
Как подчеркнул глава бразильского МИДа, посольство Бразилии в Вашингтоне получило инструкции направить соответствующий запрос в Госдепартамент, а также обратиться в ООН. Кроме того, Бразилия намерена выступить в ООН с инициативой о «запрещении злоупотреблений и нарушений приватности» интернет-пользователей, а также за выработку «ясных норм поведения государств» в телекоммуникационной сфере.
В минувшее воскресенье бразильское издание Globo опубликовало репортаж на основе данных, обнародованных экс-аналитиком американских спецслужб Эдвардом Сноуденом, из которого следует, что Бразилия также была объектом перехвата телекоммуникаций со стороны АНБ. Издание утверждает, что для американских спецслужб Бразилия наряду с Китаем, Россией, Ираном и Пакистаном является «приоритетным» направлением по шпионажу в телекоммуникационной сфере. Как следует из документов, уровень слежения за Бразилией, равно как за Россией, Мексикой, Францией и Австралией, был «средним», тогда как самый масштабный перехват телекоммуникаций велся в Афганистане, Пакистане, Иране, Саудовской Аравии и Ираке.
В Латинской Америке это уже второй громкий скандал, связанный с Эдвардом Сноуденом. Первый случился несколько дней назад, когда ряд европейских стран закрыл свое воздушное пространство для самолета президента Боливии Эво Моралеса из опасений, что на его борту находится так досаждающий Вашингтону беглец.
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер выразила общее мнение Латинской Америки, когда охарактеризовала этот акт «унизительным не только по отношению к Боливии, но и ко всему континенту». И действительно, на континенте не нашлось, пожалуй, ни одного правительства, которое не осудило бы публично европейский демарш. Свою «глубокую озабоченность действиями некоторых европейских правительств» выразила даже Организация американских государств (ОАГ), традиционно пребывающая под сильным политическим влиянием Вашингтона. А в том, что за действиями Франции, Италии, Португалии и Испании стоял именно Белый дом, не сомневается никто.
Желание официальных властей Соединенных Штатов заставить замолчать «предателя» Сноудена, которого в мире считают правозащитником, столь велико, а действия, сокрушающие все международные нормы, столь откровенны, что никаких дополнительных разоблачений, наверное, и не нужно. Вашингтон разоблачает сам себя истерическими угрозами, требованиями, попытками диктовать суверенным государствам и международным организациям линию поведения по отношению к Сноудену.
К югу от Рио-Гранде уже давно относятся без особой любви к «гринго», и тому есть множество причин: экономический гнет, политическое давление, организация переворотов и прямых военных интервенций, которые веками составляли инструментарий политики США по отношению к своим южным соседям. Сегодняшние события, естественно, не добавляют «гринго» симпатий, и надежд на добрые чувства к себе у Вашингтона остается все меньше, сколько бы улыбок он впоследствии ни расточал.