Факты против мифов

Источник материала:  
25.06.2013 — Разное

Сотрудники информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС развенчивают стереотипы о Чернобыле

Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС РНИУП “Институт радиологии” (БОРБИЦ) не так давно представило новую брошюру “Нереальный мир. Чернобыльские мифы”. По словам одного из ее авторов, заведующего информационно-аналитическим отделом БОРБИЦ Олега Соболева,  в первые годы после аварии на ЧАЭС правительство допустило серьезную ошибку, засекречивая информацию о ее последствиях. Поэтому населению, чтобы заполнить информационный вакуум, ничего не оставалось, кроме как руководствоваться слухами. Часть из них в чем-то соответствовала действительности, другая же была чистейшим  вымыслом. И эти “сказки” сегодня, когда  Беларусь активно реализует курс на возрождение пострадавших территорий, становятся препятствием для их развития. Именно поэтому специалисты центра дают читателю возможность самому разобраться, что является вымышленным и противоречащим действительности, а что — реальным и объективным. Некоторые выдержки из брошюры “СВ” предлагает вашему вниманию.

Миф 1.  “Все болезни — от радиации”

Если раньше бытовало распространенное мнение, что все болезни “от нервов”, то теперь говорят – “от радиации”. Люди упорно цепляются за радиационный фактор, делая его виновным в нарушении любых функций организма. И при этом часто забывают об элементарной основе здоровья – необходимости вести здоровый образ жизни.

На сегодняшний день из всей группы онкологических заболеваний научно доказан только рост частоты рака щитовидной железы у детей и подростков, которые подверглись воздействию радиоактивного йода в первые дни после аварии на ЧАЭС, а также у взрослого населения. Действительно, облученные в детском возрасте люди всю жизнь живут с риском развития рака щитовидной железы, но современные методы обследования позволяют на ранних стадиях диагностировать развитие заболевания с его последующим успешным лечением. Выживаемость через пять лет после операции составляет 99,3 процента, через десять лет – 98,5 процента. Что  касается  сердечно-сосудистых  заболеваний,  то  они  во  всем  мире  лидируют среди факторов ухудшения здоровья и являются причиной смерти каждого третьего жителя планеты. На втором месте – инфекционные заболевания, на  третьем  –  онкозаболевания.  Таковы  данные  Всемирной  организации  здравоохранения (ВОЗ). Наша жизнь неизбежно связана с рисками для здоровья и жизни. Среди причин инвалидности и смертности людей лидируют курение, употребление алкоголя, депрессия, а отнюдь не пресловутый радиационный фактор.

Миф 2.  “Генетические последствия аварии на ЧАЭС ужасны”

Сразу же после катастрофы на ЧАЭС тысячи беременных женщин бросились делать аборты, опасаясь рождения детей с генетически обусловленными аномалиями. В 1998 году на экраны вышел британский фильм “Игорь – ребенок Чернобыля” о мальчике с деформированными конечностями. По мнению авторов  фильма,  подобные  аномалии  развиваются  у  миллионов  детей,  проживающих на загрязненных территориях. Это ошибочное предположение. Тяжелые генетические дефекты у человека наблюдаются в любых популяциях и в любое время (вспомним Кунсткамеру, основанную Петром I в начале XVIII века, которая многим известна по коллекции анатомических редкостей и аномалий). Обычно их несколько процентов.

Эпидемиологические исследования  не  дали  четких  подтверждений  того, что передающиеся по наследству заболевания чаще проявляются у жителей пострадавших от чернобыльской катастрофы районов. Самое крупное исследование этого вопроса было проведено с использованием данных о детях лиц, переживших атомные бомбардировки в Японии. Никакого увеличения частоты передающихся по  наследству  заболеваний  даже  у  потомков  жителей  Хиросимы  и  Нагасаки выявлено  не  было.  А  они  получили  за  доли  секунды  гораздо  более  высокие дозы радиации (до 1000 мЗв), чем население, проживающее на загрязненных в результате чернобыльской катастрофы территориях.

Миф 3. “Авария на ЧАЭС оказала катастрофическое влияние на здоровье десятков и сотен тысяч людей”

Во время аварии на ЧАЭС находились около 470 человек: примерно 200 – персонал, около 250 – строители и 20 пожарные. Из них 134 сотрудника станции получили опасную для здоровья дозу радиации, в результате чего развилась острая лучевая болезнь, и 28 человек скончались в течение первых трех месяцев после аварии. Трое сотрудников умерли от ожогов и травм. Таким образом, общее число жертв, обусловленных ранними эффектами аварии, – 31 человек.

Главная беда сегодня – не радиация, а хронический стресс, вызванный сложившимся стереотипом боязни радиации. Подсознательный страх приносит человеку огромный вред, внушает чувство безысходности. Но при этом большинство людей безбоязненно идут по направлению врача на рентген, в случае необходимости (например, при переломе) – неоднократно. А ведь доза облучения при медицинском обследовании может оказаться выше, чем чернобыльская.

Миф 4. “Алкоголь защищает от радиации”

Этот  миф  возник  еще  в  1942-м  году,  после  того,  как  в  СССР  было  принято решение о создании атомного оружия. Ученые исследовали эту проблему и установили, что действие алкоголя, “суммируясь” с радиационными эффектами, усиливает их. Это объясняется тем, что этиловый спирт повышает проницаемость клеточных мембран и приводит к нарушению защитных барьеров. Для ускорения выведения из организма радионуклидов вовсе не требуется использование спиртосодержащих напитков. Алкоголь не может служить ни профилактическим, ни лечебным противорадиационным средством.

Противодействие  радиационному  воздействию  реально  заключается  в здоровом образе жизни: культуре питания, активном проведении досуга, отдыхе и поддержании оптимистического отношения к будущему. Что же касается алкогольных напитков, то они не значатся ни в одном из списков тех продуктов, которые нужны человеку, чтобы быть здоровым.

Миф 5. “Грязные территории – грязная продукция”

Покупая в магазине или на рынке продукцию сельского хозяйства (особенно молоко, мясо, овощи) и  узнав, что она из Гомельской области, у жителя Минска или Борисова подсознательно появляется мысль: “А как насчет “радиации?” Ведь  районы Гомельщины больше всего пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Срабатывает подсознательно сложившийся в первые годы после катастрофы на Чернобыльской АЭС стереотип: “Раз это из Гомеля, значит, с “радиацией”, и может быть небезопасно для здоровья”. Вспомните, например, негативное отношение в первое время после аварии к рогачевской сгущенке.

Однако за постчернобыльский период в Беларуси благодаря целенаправленной политике, реализуемой в рамках государственных чернобыльских программ, создана и четко работает система радиационного контроля.

На предприятиях перерабатывающей промышленности в пострадавших от  чернобыльской  катастрофы  районах  хорошо  понимают,  насколько  важно радиологическое качество продукции. Поэтому там внедрена система трехступенчатого радиационного контроля: входной контроль сырья, промежуточный, контроль готовой продукции. Беларусь может гордиться тем, что в системе государственной торговли и общественного питания Беларуси с 1999 года не было отмечено ни одного случая реализации продукции с содержанием радионуклидов, превышающем допустимые уровни.

Миф 6. “Природа пострадала от аварии еще больше, чем человек”

Существующая  чернобыльская  мифология  продолжает  воспроизводить фантастические  истории  о  двухголовых  зверях-мутантах,  о  погибающей  природе, радиационной пустыне и т. д. Разумеется, нельзя отрицать влияние радиоактивного загрязнения на флору и фауну, особенно в чрезвычайный период первых нескольких лет после катастрофы. Многие слышали о “рыжем” лесе в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС: высокая доза радиации привела к гибели сосен. Во время работ по дезактивации территории радиоактивный мертвый лес был снесен и захоронен. Сейчас на этих землях процветает новая растительность. Природа, лишенная присутствия человека, проявляет удивительное свойство к восстановлению биоразнообразия и расширению популяций диких животных.

Миф 7. “На загрязненных территориях для молодежи нет возможностей профессиональной самореализации”

 “Чернобыльские” районы в основном сельскохозяйственные. Но это не означает, что тем, кому не по душе работа на земле, негде себя реализовать. Знаете ли вы, например, что в Калинковичском районе Гомельской области есть зверохозяйство, в котором разводят норок и продают их мех домам высокой моды Франции, Италии и других стран? Что в Речицком районе Гомельской области добывают белорусскую нефть, изготавливают метизы (металлические изделия от гвоздей до оцинкованных труб) и варят пиво? Что в Добруше Гомельской области делают великолепные изделия из фарфора? Что в Пинском районе Брестской области есть промышленное производство клюквы? Что Лунинец называют клубничной столицей Беларуси, а Столин (оба района – Брестской области) – огуречной? Что в Чериковском районе Могилевской области делают топливные пеллеты из древесины, а в Быховском собираются выращивать радужную форель?

Переселение на чистые территории  в  90-х  годах  прошлого  века  сказалось  на  человеческом  потенциале пострадавших территорий и сформировало определенный дефицит трудовых ресурсов. Но в этих условиях беспрецедентные условия для карьерного роста получила молодежь.

В брошюре, подготовленной БОРБИЦ, использованы факты, подтвержденные ведущими учеными и специалистами в различных областях науки и практики.

←Помощь высокого уровня

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика