Гость — один, хозяев — трое

Источник материала:  
12.06.2013 — Разное

Гость — один, хозяев — троеРеспублике следует раскрывать свой туристический потенциал совместно с государствами ЕЭП

На чем же отечественный туризм зарабатывает деньги? Конечно, на отправке жителей Беларуси за рубеж. Несмотря на многочисленные препоны и рогатки в виде визового режима и высокую стоимость туристического продукта, народ выезжал и будет выезжать за пределы родной державы. Причин масса — познавательные, оздоровительные, развлекательные, деловые. Между тем вроде бы те же причины редко служат сильным аргументом при экспорте туристических услуг, то есть при привлечении туристов извне. Въезжающих в Беларусь гостей, конечно, в последнее время стало больше, но пока недостаточно для того, чтобы говорить о том, что объемы въездного туризма полностью соответствуют потенциалу.

О туристическом потенциале Беларуси внутри страны наслышаны многие — и леса у нас хорошие, и рыбалка, и белорусские здравницы сравнительно недорогие, и поправить здоровье там можно. Но вот на внешнем контуре государству приходится постоянно доказывать, что белорусский отдых — самый лучший в мире. Убедить в его достоинствах пока преимущественно удается ближний круг. По статистике, большинство туристов, въезжающих на территорию Беларуси, — это жители Российской Федерации, страны, которая сегодня, кстати, ставит перед собой задачи, аналогичные нашим: как бы привлечь на свою территорию побольше гостей именно из дальнего зарубежья. Как недавно рассказал на Форуме деловых людей в Минске глава Ростуризма Александр Радьков, в прошлом году российские туристы потратили за рубежом $ 42,8 млрд. «Это один из самых высоких в мире показателей расходов за границей. При этом в прошлом году Россию посетили 28 млн. иностранных туристов, а вот на отдых оттуда выехали 47 млн. граждан», — отметил представитель туротрасли нашей восточной соседки.

Почему российские проблемы сродни нашим? Да потому, что белорусам дома тоже не сидится. По данным Еврокомиссии, наша страна даже лидирует по количеству открытых шенгенских виз на человека. При численности населения страны чуть менее 10 млн. белорусы ежегодно получают порядка полумиллиона виз, позволяющих посещать страны шенгенского соглашения. При таком активном вывозе валюты за рубеж важно задуматься хотя бы о некоем компенсирующем механизме — уплывающие с выезжающими туристами деньги было бы неплохо «возвращать» обратно с потоком въездных туристов.

По данным Государственного пограничного комитета, в первом квартале 2013 года число поездок иностранных граждан в Беларусь составило 1275,9 тыс. и по сравнению с первым кварталом 2012-го увеличилось незначительно — на 4,1 %. Гражданами государств — участников СНГ было совершено 792 тыс. поездок, гражданами стран дальнего зарубежья — 483,9 тыс. «Из общего количества международных поездок 62,6 % составили поездки по частным приглашениям, 6,9 % — в служебных целях, и лишь 0,6 % — с целью туризма», — отметили в Госпогранкомитете.

Одна из самых главных тем, которая сегодня звучит в верхах, — это необходимость развивать въездной туризм уже не в формате отдельных стран, а для всех государств Единого экономического пространства одновременно. Александр Радьков отмечает: «Расширение авиасообщения является важнейшей составляющей глобального развития туристической индустрии. Проще говоря, те несколько сотен километров, отделяющих Минск от Москвы или Санкт-Петербурга, для современного туриста уже не расстояние». И действительно, жителю Западной Европы, прилетевшему в Россию прогуляться по улицам Белокаменной или северной столицы, совсем ничего не стоит отправиться в Шереметьево или во Внуково, сесть в самолет, провести час в небе и приземлиться в Минске. Чисто теоретически так и есть — ведь между Беларусью и Россией государственная граница существует лишь условная. Но дело в том, что иностранцам для визита в каждое отдельное государство приходится иметь визу для въезда. Понятно, что получать сразу несколько штампов, дозволяющих посещать страны ЕЭП с туристическими целями, турист, скорее всего, просто поленится. А получение визы — это не только финансовые затраты, но еще и временные…

«Любой интеграционный процесс приносит его участникам больше пользы, чем всякие попытки реализовать задуманное в одиночку. Значит, и туризм способен стать для государств — участников ТС одним из объединяющих факторов», — уверен заместитель министра спорта и туризма Беларуси Чеслав Шульга. По его словам, странам ЕЭП сегодня важно разработать для туристов высококачественный и конкурентоспособный совместный продукт. Ну а для того чтобы такой продукт уже через 2—3 года был конкурентным и востребованным на рынке, необходимо уже сегодня обратить внимание на несколько «острых» моментов. В первую очередь это «единая» виза.

В этом вопросе нашему государству пригодился бы опыт Евросоюза, «шенгенские» правила которого подразумевают устранение пограничного контроля на внутренних границах между государствами, вошедшими в зону, и одновременно укрепление пограничного контроля с третьими государствами, граничащими с зоной. Собственно говоря, именно подобие «шенгенской» визы сегодня и предлагает ввести в странах ЕЭП бизнес. По мнению многих, это заметно упростило бы отношения не только с туристами, которые приедут к нам отдохнуть или поправить здоровье, но и с так называемыми деловыми туристами — потенциальными инвесторами, изучающими бизнес-климат «на местах». Применительно к ситуации новый формат визового режима для иностранцев может работать таким образом: если турист планирует начать путешествие со знакомства с Москвой, то он оформляет и оплачивает консульский сбор в российском посольстве, а если его путь лежит через Беларусь — смело можно обращаться в белорусское консульство.

Однако специалисты не исключают, что в вопросах интеграции туристических отраслей стран ЕЭП может возникнуть еще один пробел. Главными проблемами въездного туризма в России являются медленно появляющиеся новые туристические продукты, малое количество новых маршрутов, куда могли бы поехать иностранцы. Большинство туристов бывает в России лишь раз. И самый распространенный маршрут — это Москва—Петербург. По нему ездят порядка 60—70 % туристов, прибывших из стран дальнего зарубежья. На третьем месте по популярности посещений, кстати, Камчатский край, отстоящий от столиц на тысячи километров и плохо интегрирующийся с ними в единые туристические маршруты. Хотя естественно, что у наших соседей существует довольно большое количество мест, куда можно было бы съездить с интересом. А вот белорусский въездной туризм, делающий в последнее время ставку на развитие агро- и эконаправления, имеет шанс легко вписаться в канву глобальных туристических проектов. Если Москва и Питер — это прежде всего архитектура, то белорусские хутора и усадьбы — это развлекательные программы для гостей, блины, угощения, здоровый отдых. Впрочем, справедливости ради надо сказать: агроэкотуризм для нашей страны — это лишь перспективное будущее. Пока самым большим спросом со стороны «экспортируемых» в Синеокую иностранцев пользуется санаторный отдых.

Согласно проекту Государственной программы по развитию туризма в Беларуси на 2011—2015 годы планируется, что экспорт туристических услуг в стране к 2015 году должен вырасти в 3,5 раза и составить около $ 510 млн. Объективно для этого у страны все есть — выгодное геополитическое расположение, уникальная природа, развитая инфраструктура, оригинальные туристические объекты. Однако следует признать: как стране транзитной, нам, скорее, следует рассчитывать больше именно на транзитную составляющую туризма. Как не раз отмечали представители туротрасли, немалая часть гостей из стран Западной Европы бывают у нас проездом, продвигаясь по пути в Россию. Так что развивать комплексные с россиянами туристические продукты нам сам бог велел. Главное — составлять их таким образом, чтобы гость задержался подольше.

---------------------------------------

Тем временем: Пока россияне активно путешествуют, к ним чаще ездят из-за границы

По данным Росстата, в первом квартале 2013 года более 3,3 млн. россиян выехали за рубеж с туристическими целями. Это на 19 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большим спросом пользовался Египет, где отдохнуло более 575 тыс. наших восточных соседей (прирост на 42 %). На треть чаще стали летать россияне и в Арабские Эмираты — показатель в 218 тыс. гостей свидетельствует о том, что направление постепенно перестает быть элитным и становится массово-народным. Турцию посетило почти 106,8 тыс. человек, что на 16 % больше, чем за три месяца прошлого года. Принимали потоки российских туристов также в Таиланде, Китае, Финляндии, Германии, Румынии, Иордании, США, Греции, Мальте и Южной Корее.

В то же время «сдали позиции» дальнемагистральные экзотические направления — Куба, Китай, Доминикана, Мексика. В минусе оказались Прибалтика с Польшей, Норвегия, Венгрия и Великобритания, а в абсолютном плюсе (72 %) — оправившаяся после землетрясения 2011 года Япония.

При этом в январе—марте Россию посетило чуть больше 1,5 млн. иностранных туристов, что на 5 % больше по сравнению с первыми тремя месяцами 2012 года. И здесь, наоборот, самый бурный прирост (139 %) продемонстрировала Куба: Россию посетили 905 кубинских туристов. Активно путешествовали по соседней стране и туристы из Китая, Германии, Турции, Израиля, Франции, Филиппин, Эмиратов, Малайзии и Южной Кореи. А вот у гостей из Туниса, Польши, Финляндии, Греции и Эстонии интерес к российскому отдыху в этом году значительно снизился.

←Пирог морковный

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика