Раввин Григорий АБРАМОВИЧ: Сны и толкования
Можем ли мы предугадать будущее, есть ли для этого какие-нибудь подсказки? Конечно, самое надежное — это багаж полученных знаний, поддержка родных и учителей, вера в себя и надежда на помощь Всевышнего. Однако есть и то, к чему прислушивались наши предки, и что, хоть и с долей иронии, хочется учитывать. Это сны, которые мы видим.
Сон имеет хоть и противоречивое, но все же сходство с предостережением или наставлением на будущее. С одной стороны, мы читаем в книге Бытия (Берешит) о пророческом сне Авраама, необычном сне Яакова, о разгадывании снов фараона Иосифом. Но с другой стороны, есть утверждение еврейского мудреца Хофец Хаима, жившего и преподававшего в Беларуси в начале ХХ века: “Сновидения мудрецов, живших пятьсот лет назад, имели смысл, но то, что снится современникам, лишь очищение мозга”. Как же относиться к снам? Видеть в них одну шестидесятую пророчества, как это сказано в мистическом учении Каббале, или все-таки рассматривать их как накопившуюся за день или месяц информацию, выстроенную в ребус сновидения? Что такое плохой сон и что такое хороший, и как все это воспринимать: как зов, обращенный к нам, как призыв или предупреждение?
Готовя лекцию по снам и еврейской традиции для конференции “Арт-Лиммуд в Витебске”, которая в Беларуси впервые проходит в этом году, я столкнулся с необычной молитвой в Талмуде (трактат Берахот, 56): “Владыка мира! Видел я сон и не могу понять, что он означает. Неважно, меня он касается или других, но если это хороший сон, сделай так, чтобы сбылся он, как сны Иосифа. Если же он нуждается в улучшении, в исправлении, “подсласти” его, как подсластил ты горькую воду в местности Мара... И пусть все сны с пророчествами, которые касаются меня, окажутся хорошими”.
Конечно, плохие сны тревожат. И мы беспокоимся, когда, например, видим сны, в которых теряем зубы, ведь многие связывают это со скорой болезнью или потерей близких (не дай Бог!). Увы, непонятно, почему сонники так это трактуют, так же как и непонятно, почему кабачки и лук в еврейском толковании снятся к болезни. Сборником еврейских законов XVI века “Шульхан Арух” разрешен даже пост в субботний день, чтобы изменить “плохой сон”. Этот же сборник дает свод законов и молитв перед сном, способных предотвратить “дурной сон”. Однако о сне как некоем предсказании Талмуд (трактат Берахот) говорит, что стоит учитывать библейскую историю Иосифа — прошло двадцать два года, прежде чем его толкование сна сбылось.
Анализируя сны, Талмуд акцентирует внимание на важности интерпретации и необходимости положительного толкования сновидений. И это хороший урок, так как не в нашей власти заставить “присниться” плохой или хороший сон. Не программируя себя на худшее и дав положительное толкование, мы попытаемся изменить то, что по воле Всевышнего в силах изменить.