Киев на евразийском распутье

Источник материала:  
30.05.2013 — Разное

Накануне состоявшегося в Астане очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета, проходившего с участием президентов России, Казахстана и Беларуси, Президент России Владимир Путин в Сочи встретился с Президентом Украины Виктором Януковичем.

Президенты России и Украины обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и взаимодействия в рамках интеграционных объединений. Хотя прямо об этом не говорилось, встреча была приурочена к заседанию Высшего Евразийского экономического совета в Астане. 

В преддверии этого же события в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоялся видеомост Москва – Астана – Киев на тему: «Евразийская интеграция. Текущая повестка дня», в котором приняли участие представители всех трех стран.

Рахим Ошакбаев, первый зампред правления Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен», отметил, что в настоящее время в плане формирования нормативно-правовой базы скорость интеграции внутри ТС/ЕЭП превосходит самые смелые ожидания. Правда, пока не все принятые решения действуют на практике. Евразийская экономическая комиссия берет себе все больше наднациональных полномочий, что способствует более тесной интеграции. Впрочем, как подчеркнул представитель Казахстана, речь идет исключительно об экономической интеграции. Ошакбаев специально отметил, что благодаря ТС экспорт Казахстана резко вырос, причем как количественно, так и качественно (в нем значительно возросла доля товаров высокой переработки).

В связи с этим Елена Кузьмина, заведующая сектором Центра постсоветских исследований Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН, заметила, что необходимо добиться полного соответствия законодательства ТС/ЕЭП национальным законодательствам его членов, а также положительного восприятия этого объединения обществами, чего пока нет. Пожалуй, это главный парадокс нынешней евразийской интеграции: ее восприятие в обществе гораздо ниже, чем она того заслуживает, принося странам-членам вполне реальную выгоду.

После того как слово было передано Киеву вся дальнейшая дискуссия свелась к одному вопросу – войдет ли в ТС/ЕЭП Украина и в каком статусе?

Валерий Мунтиян, правительственный уполномоченный Украины по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами – участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями, уверенно заявил, что «у вас все получится», имея в виду строительство ТС/ЕЭП (но при этом употребил именно местоимение вас, а не нас). Поскольку 38 % товарооборота Украины приходится на страны – члены ТС, терять такой рынок и выпадать из процесса его строительства она не может. Если Украина станет полноправным членом данных интеграционных структур, ее ВВП вырастет на 2,6–3 %. И это при том, что в нынешнем году ВВП страны увеличится в лучшем случае на 0,2 % (не исключен и спад). Поэтому в Киеве надеются получить статус наблюдателя при Евразийской экономической комиссии с правом участия в обсуждении всех основных вопросов. Впрочем, как отметил Мунтиян, статус наблюдателя реальных экономических преимуществ Украине не даст и ее конкурентоспособности не повысит.

Тамара Гузенкова, замдиректора Российского института стратегических исследований, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья отметила, что в Валерии Мунтияне явно борются специалист и человек, выступающий за полноценное членство Украины в ТС/ЕЭП, и государственный чиновник, который вынужден говорить о том, что Киев хочет получить лишь статус наблюдателя (Мунтиян с этим наблюдением согласился). А Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ  заявил, что Россия не собирается предоставлять Украине статус наблюдателя, для нас приемлемо лишь ее полноценное членство. К тому же статус наблюдателя совершенно ничего Украине не даст, ни в каких процессах она в этом случае участвовать не будет. При этом альтернатива в виде вступления Украины в ЕС – иллюзия. Эта структура находится сегодня в тяжелом кризисе в первую очередь из-за того, что поспешно приняла слишком много экономически слабых членов с высоким уровнем коррупции (речь идет в первую очередь о странах Восточной и Южной Европы). О приеме Украины с ее тяжелейшей экономической ситуацией, внешним долгом в 130 млрд долларов и сильнейшей коррупцией не может быть и речи даже в отдаленной перспективе. Брюссель предлагает Киеву лишь ассоциированное членство, что предполагает для Киева много обязанностей и почти никаких прав. В любом случае Украине придется делать выбор. Впрочем, можно его и не делать, только в итоге Украина не станет «мостом» между ТС/ЕЭП и ЕС (такие иллюзии в стране до сих пор есть), а окажется на обочине всех интеграционных процессов: как европейского, так и евразийского.

Жарихин также считает, что дальнейшее развитие ТС/ЕЭП, а затем Евразийского союза неизбежно приведет к политической интеграции просто потому, что с какого-то момента без нее станет невозможно решать экономические вопросы (например, если речь зайдет о введении единой валюты). 

В ответ на это Рахим Ошакбаев еще раз подчеркнул, что для Казахстана приемлема только экономическая интеграция при полном политическом суверенитете. По поводу же приема Украины он отметил, что даже в рамках тройки Беларусь – Казахстан – Россия согласование всех основных вопросов идет весьма непросто. Любое увеличение числа участников значительно усложняет данный процесс. По мнению Ошакбаева, ТС/ЕЭП в нынешнем трехстороннем формате должен выйти на устраивающий всех (Астану, Минск, Москву) союзный договор, который затем должен несколько лет проверяться на практике. Лишь после этого можно будет обсуждать прием новых членов. Причем эти новые члены уже не будут иметь права навязывать свои условия, а должны принимать условия, выработанные «тройкой», и полностью в них вписываться (как сегодня происходит в Евросоюзе).

Состоявшееся в ходе видеомоста обсуждение в очередной раз подтвердило, что нынешняя конфигурация ТС/ЕЭП, а затем Евразийского союза является оптимальной. Москва, конечно, хотела бы более широкой и глубокой интеграции на постсоветском пространстве, но это не представляется сегодня реальным. Даже Астана и Минск готовы пока лишь к экономической интеграции, а остальные страны СНГ не готовы ни к какой интеграции либо из-за крайней слабости экономик (они превратятся для ТС/ЕЭП в тяжелую бесполезную обузу), либо по политическим причинам, либо по обеим одновременно. Попытки приема в интеграционные структуры тех, кто к этому не готов, приведут лишь к подрыву даже нынешнего формата объединения, о чем представители Беларуси и Казахстана говорят вполне открыто.

Это относится и к Украине. Разумеется, эта страна ментально и этнически в наибольшей степени близка нынешней интеграционной «тройке», она обладает очень значительным потенциалом (правда, больше теоретически). Можно игнорировать то, что экономическая ситуация в ней гораздо хуже, чем в странах – членах ТС/ЕЭП, а коррупция – гораздо выше (хотя платить за это пришлось бы белорусам, казахстанцам и россиянам). Но нельзя не видеть политических процессов, идущих в Украине. Эта страна остается внутренне расколотой, ее Запад и Восток имеют совершенно разные взгляды на будущее государства, успешно блокируя устремления друг друга, но не имея шансов навязать свой путь. В частности, совершенно невозможно навязать украинскому Западу членство в евразийских интеграционных структурах, даже если это очень выгодно стране.

Если вернуться к видеомосту, то Валерий Мунтиян стал олицетворением этого украинского противоречия. Он не скрывал, что спасти Украину может только полноценное участие в евразийской интеграции. Но политическое руководство страны, хотя сегодня оно формально считается «пророссийским», пойти на это не готово по политическим причинам. Даже быстро ухудшающаяся экономическая ситуация изменить данного положения вещей не может. Оба украинских участника видеомоста подтвердили, что в данном случае политика окажется сильнее экономики.

При этом парадоксальным образом именно в Украине политика и экономика связаны так тесно, как мало где в мире. Но связка эта, к сожалению, носит главным образом чисто коррупционный характер. И этот фактор блокирует интеграцию. 

←Экономический рост государств – членов ЕЭП пока неустойчив

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика