Земля, возрожденная к жизни

Источник материала:  
30.05.2013 — Разное

5–6 июня этого года в городе Мозырь Гомельской области состоится заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему “Устойчивое развитие территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы: опыт Союзного государства”. Об актуальности чернобыльской проблематики для Союзного государства, целях и задачах семинара корреспонденту “СВ” рассказал председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Александр ПОПКОВ.

– Начнем с того, что это уже тридцать третье  заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, что уже само по себе говорит о серьезной и планомерной работе парламентариев по союзной проблематике, – подчеркивает Александр Андреевич. – Причем для каждого заседания выбирается одна из самых актуальных на данное время проблем. Цель нынешнего семинара заявлена в самом его названии: совместными усилиями  найти решения главных еще не до конца решенных вопросов, порожденных крупнейшей техногенной катастрофой прошлого века. От трагедии в Чернобыле пострадало 17 стран, но более всего, увы,  Беларусь, Украина и Россия. Причем тяжесть последствий для Беларуси оказалась значительно выше, чем для соседей.

– И для вашей родной Могилевской области в том числе? В дни аварии вы были председателем райисполкома одного из районов и наверняка хорошо помните обстановку того времени?

– Я работал председателем  районного исполнительного комитета  в Шклове и одновременно учился заочно в Высшей партийной школе. Как раз сдавал сессию, когда  случилась трагедия. Нас всех срочно отправили на места, чтобы взять ситуацию под контроль.  Но, увы, мы, руководители всех ветвей власти, надо признать честно, были к случившемуся не готовы.  Да, все мы занимались гражданской обороной, проходили обучение и в школах,  и в вузах, переподготовку на рабочих местах, проводили учения на уровне городов и областей... Но проблема в том, что относились ко всему этому как-то отстраненно. Мол, это может понадобиться лишь в случае  каких-то серьезных мировых осложнений, термоядерной войны.  Но чтобы в мирное время... Поэтому тогда, в первое время, большинство руководителей были совершенно не подготовлены к принятию управленческих решений. К сожалению,  пришлось всему учиться уже непосредственно во время работы.

– Не было страшно, что это навсегда, что  нормальная жизнь никогда не вернется в эти края? И тогда, в самом начале, и позже, когда вы работали вице-премьером, заместителем главы Администрации Президента страны...

– Проблема была, да и остается  в том, что данная беда не видна глазу, не воспринимается на ощупь, на вкус и так далее. Да и научное сообщество на первых порах не могло дать четких рекомендаций, как вести себя, что делать. С одной стороны, это успокаивало людей. С другой – порождало несчетное число страшных слухов, которые политиканы всех мастей старались использовать в своих корыстных целях. И именно это порождало панику.

Надо отдать должное  руководству республики, как по линии ЦК, так и по линии правительства, которое смогло быстро аккумулировать все проблемы и  выдать соответствующие поручения на места. Поэтому сегодня, когда пытаются утверждать, что тогда люди были брошены наедине со своими проблемами, могу заверить, все было совершенно не так. До развала Советского Союза денег для решения чернобыльских проблем выделялось столько, что мы не могли их освоить из-за отсутствия строительных и производственных мощностей. Велось масштабное переселение – переселялись целые районы и многие тысячи людей, для которых необходимо было не только построить жилье, но и всю социальную сферу, обеспечить работой, решать медицинские проблемы,  да и многие сотни других острейших вопросов. Естественно, постоянно   внося какие-то коррективы по ходу работы.

Более того, сменялись даже акценты. У белорусов особый менталитет: мы очень привязаны к своей родной земле, родным местам. Надо было видеть, какой стресс переживали люди при вынужденном переселении. И делали все, чтобы не уехать. Мы, местные власти, с каждым человеком стремились работать индивидуально: успокаивали, убеждали, гарантировали, что на новых местах они ни в чем не будут нуждаться и делали все для этого. Но многие все равно не уехали, а сотни тех, кто уехал, спустя некоторое время вернулись. А на ту же Радуницу складывается впечатление, что  возвращаются практически все, чтобы хотя бы день побыть дома. Как бы ни пытались власти отселить людей из проблемных мест, сделать это в полном объеме не удалось. Поэтому, когда прошло какое-то время,  было принято решение: давайте учиться нормально жить в этих условиях.

– Но, согласитесь, Александр Андреевич, в последнее время мы стали реже говорить о чернобыльских проблемах, хотя они еще далеко не все решены.  Почему?

– Думаю, прежде всего потому, что люди поняли: данные проблемы решаются не на площади, не в кулуарных диспутах, не в беседах на кухне,  а в ежедневном кропотливом труде. В Беларуси сделано очень много для решения этих вопросов, в том числе и в законодательном плане. И такая работа приносит реальные плоды.

Это отчетливо видно в ходе традиционных ежегодных посещений Президентом Беларуси Александром Лукашенко пострадавших регионов в дни чернобыльской трагедии. Это не просто посещения, а серьезный  отчет по чернобыльской проблематике правительства и руководителей регионов, системный контроль и анализ сделанного. Доклад курирующего вице-премьера, министров и ответственных лиц, сопоставление услышанного и увиденного на местах...

И главное, что показывают посещения Президентом страны пострадавших районов, – того накала проблем и страстей, что наблюдался здесь ранее, уже давно нет. Благодаря огромнейшей работе и заботе государства о чернобыльцах люди живут нормальной полноценной жизнью. Это касается и производства. Мы научились производить на пострадавших территориях  чистую продукцию, при том, что  нормативы у нас самые жесткие в Европе.

“Мы должны возродить, обновить этот край, чтобы приятно было здесь жить и вам, и вашим детям”, – сказал, встречаясь с  жителями Брагинского района, Александр Лукашенко четыре года назад. И вот в этом году Президент вновь был в Брагинском районе. Район живет и прекрасно работает, проводит международные мероприятия, и люди едут из других стран, потому что не боятся. То же самое касается, например, Наровли, которая  раньше теряла население, а сейчас идет его прирост.

– У Беларуси и России есть национальные программы с огромными денежными вложениями.  Например, суверенная Беларусь за все годы на реализацию национальных чернобыльских программ направила  около 19 миллиардов долларов, или почти два годовых бюджета страны. Солидные средства тратит и Россия. В чем главное предназначение аналогичных союзных программ?

– Во-первых,  это тоже  немалые деньги. 2,5 миллиарда российских рублей, потраченных в рамках трех предыдущих союзных программ, копейка солидная. Во-вторых, союзные чернобыльские программы включают в себя мероприятия, которые не входят в состав национальных целевых программ и наиболее эффективно могут быть реализованы путем объединения усилий Беларуси и России. В-третьих, просматривается последовательность работы Союзного государства – реализованы три программы, сегодня практически готова четвертая.

Можно напомнить, что в рамках союзных программ и с участием Союзного государства построен и оснащен Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле; реконструирован Медицинский радиологический научный центр Российской академии медицинских наук в Обнинске; реконструирован и оснащен оборудованием Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины в Санкт-Петербурге; введено в эксплуатацию производство на Гродненском заводе медицинских препаратов в городе Скиделе. Реализовано также  19 пилотных проектов по производству нормативно чистой сельхозпродукции, переработке сельхозпродукции и производству продуктов питания; возвращены в хозяйственный оборот 204 тысячи гектаров сельхозугодий и 120 тысяч гектаров земель лесного фонда России и Беларуси; разработан и издан атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на ЧАЭС, включающий картографический, аналитический и справочный материал современного состояния и прогноз радиоактивных загрязнений на период до 2056 года; созданы белорусское и российское отделения Российско-Белорусского информационного центра (РБИЦ), основной целью деятельности которого является выработка и проведение единой информационной политики по чернобыльским проблемам в рамках Союзного государства, минимизация социально-психологических последствий чернобыльской катастрофы и преодоление постчернобыльского стресса. И этот перечень можно продолжить.

Да, Беларусь, конечно, сама могла построить уникальный центр радиационной медицины в Гомеле. Но для этого пришлось бы отвлечь немалые средства  с других направлений, а  время, напомню,  было очень непростое. Поэтому совместными усилиями это получилось и быстрее, и качественнее. В результате сегодня мы имеем действительно уникальный медицинский центр с уникальным оборудованием и специалистами, в  котором получают медицинскую помощь и белорусы, и жители прилегающих приграничных областей России. И все чаще сюда просятся граждане других государств, в том числе и тех, которые мы по традиции называем высокоразвитыми. То же самое относится к центрам в Санкт-Петербурге и Обнинске...

То есть союзные программы – это программы именно совместных действий. К тому же нам есть чему  поучиться и друг у друга. Беларусь, например,  имеет уникальный опыт реабилитации земель и территорий, организации  производства в пострадавших регионах. В России, в частности,  образцово налажена служба МЧС. Будучи в Подольске, на базе министерства, я был, признаюсь, впечатлен. База организована на месте брошенного военного городка. Из бывших казарм возведено  современное жилье. Работает тысяча человек персонала, в основным молодые офицеры, добавьте к этой цифре членов семей. Уникальнейшие условия для жизни, службы и отдыха, достойная заработная плата. Прекраснейшая техника. Четко выверенный алгоритм реагирования на ЧС.  В любую точку мира они готовы собраться за 30 минут, по России – за 15. И выполнять любые задачи по ликвидации ЧС.

Что касается дальнейших направлений совместной деятельности России и Беларуси в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы, то они определены Концепцией социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы, одобренной Высшим Государственным Советом Союзного государства 25 ноября 2011 года.  Эти направления и  легли в основу очередной четвертой программы Союзного государства, которая должна быть (и, надеюсь, будет) утверждена до середины нынешнего года.

– Кстати, чем объяснить перерыв в реализации союзных чернобыльских программ? Ведь реализация третьей завершилась в 2010 году, а на календаре практически середина 2013-го...

– К сожалению, процесс принятия союзных программ довольно сложный и, по моему мнению,  несколько забюрократизирован. Наверное, союзным депутатам предыдущих созывов не хватило наступательной позиции, чтобы преодолеть консерватизм в госорганах двух стран, особенно в министерствах финансов. Поэтому когда проводили последнюю комиссию в Подольске, на этот счет шел очень жесткий разговор с представителями министерств. Мы договорились, что не только примем в первом полугодии новую программу, но и тут же начнем по ней работать. Программа очень предметная,  виден абсолютно конкретный результат. А наш нынешний семинар как раз призван привлечь научный интеллект и авторитетнейшие умы двух стран к ее окончательной шлифовке.

На семинаре планируется обсудить шесть направлений и по каждому принять конкретные рекомендации. Это, в частности, социально-экономическое развитие территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы; опыт реализации союзных программ и мероприятий по ликвидации последствий катастрофы; медицинские аспекты обеспечения безопасной жизнедеятельности на радиационно загрязненных территориях; совершенствование радиационной защиты населения и реабилитация территорий, пострадавших от  катастрофы; радиоэкологическое образование населения и социально-психологическая реабилитация лиц, пострадавших от воздействия радиации; совершенствование нормативно-правовой деятельности в Союзном государстве и государствах-участниках в интересах территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Замечу, что  мы решили дать слово лучшим умам от каждой страны. Причем  семинар сознательно планируем построить не в виде лекций и научных монологов. Наряду с обобщающими докладами ученых о том, что  мы имеем в Беларуси и в России, руководители информационных центров, где аккумулирована конкретная информация, выступят с содокладами. Они могут согласиться или опровергнуть информацию ученых. То есть мы сознательно сталкиваем мнения. Ведь когда есть несколько  мнений, то ни одно из них не может претендовать на абсолютную истину.

Нам важно и само общение ученых Беларуси и России. Ведь мы приближаемся к 30-летию трагедии. Накопили за эти три десятилетия уникальный опыт. И сегодня есть потребность обобщить его и наметить проблемные точки. Причем для каждого конкретного региона. Будь Гомель, Брянск или любой другой регион. При общности проблем у каждого из них есть и свои особенные болевые точки. И они должны найти отражение в новой союзной программе.

После семинара состоится заседание нашей комиссии, на котором все предложения будут обобщены и  внесены в качестве  рекомендаций для  государственных органов, прежде всего для заказчиков и исполнителей союзной программы.

– Почему для проведения семинара выбран именно Мозырь?

– Это пострадавший район, по сути, центр чернобыльской зоны, расположенный всего в сорока  километрах от Чернобыля. И на его примере мы  хотим показать возрождение пострадавшего Полесья. Участники семинара, в частности, смогут побывать в совхозе-комбинате “Заря”. Здесь восстановлен комплекс по выращиванию свиней на  54 тысячи голов, фактически из небытия возвращена хорошая птицефабрика, построена современная молочно-товарная ферма... То есть это хозяйство – образец ведения крупного товарного производства, которое сегодня является основой возрождения региона.

А главное, гости будут иметь возможность пообщаться с людьми, увидеть нашу землю, наши поля, уникальную и прекрасную полесскую природу, которую пытался отобрать у людей Чернобыль, но белорусы не отдали, не отреклись.

 Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко и союзные депутаты комментируют повестку дня семинара, посвященного чернобыльским проблемам.

Авария на Чернобыльской АЭС по масштабам ущерба и его последствиям считается крупнейшей техногенной и гуманитарной катастрофой в истории человечества, напомнил Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко. Из 17 стран, территории которых она затронула, больше всех пострадали Беларусь, Россия и Украина. И создание Союзного государства Беларуси и России позволяет им совместно решать чернобыльские проблемы, используя программно-целевой метод.

Если говорить о союзных программах по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, продолжил Сергей Стрельченко, то с 1998 по 2010 год реализованы три программы. Это позволило сформировать общую научно-методическую основу, разработать нормативно-правовые документы по вопросам медицинской, радиационной и социальной защиты российских и белорусских граждан, подвергшихся воздействию чернобыльской радиации. Создать единую материально-техническую лечебную базу.

Основные направления совместной работы в этой сфере нашли отражение и в Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы, сказал Ответственный секретарь. Это совершенствование системы комплексного мониторинга условий безопасной жизнедеятельности на территориях Беларуси и России и межгосударственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Улучшение медицинской помощи ликвидаторам и населению, проживающему на загрязненных радионуклидами территориях. Одно из приоритетных направлений – создание системы оценки и прогнозирования последствий стихийных бедствий и пожаров на загрязненных территориях наших стран и стратегии управления территориями, выведенными из хозяйственного пользования, внедрение защитных мероприятий, обеспечивающих радиационную безопасность населения.

По мнению заместителя председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Ралифа Сафина, любое загрязнение земель, а тем более радиационное, надолго выводит значительные территории из хозяйственного оборота. Из-за этого граждане и государство несут ущерб, а также реальные затраты на ограждение территории от случайного проникновения, на очистку и дезактивацию нарушенной природной среды. В этом смысле интересно ознакомиться с опытом восстановления и развития территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы, с особенностями их поэтапного оздоровления и расширения перечня разрешенных видов деятельности до возвращения этих территорий в полноценный хозяйственный оборот.

Свое мнение о семинаре высказала член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Светлана Максимова. Семинар, сказала она, дает возможность Беларуси и России не только поделиться приобретенным опытом и выработать научно обоснованные предложения, но и определить приоритеты совместной работы в контексте социального развития Союзного государства. Это очень важно.

Наталья ДОЛГУШИНА

←Власть и бизнес

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика