Белорусский сельский туризм — стены с изюминкой
Около 300 белорусских агроусадеб 26 апреля откроют двери всем желающим, что позволит любителям отдыха в деревне присмотреть себе местечко для отпуска.
День открытых калиток
Как рассказала Naviny.by председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, День открытых дверей в белорусских усадьбах проводится уже второй раз и, как показала практика, полезен не только туристам, но и хозяевам агроусадеб, которые «начинают думать, чем привлечь туристов и какую изюминку показать».
В некоторых усадьбах 26 мая пройдут тематические мероприятия. Так, например, усадьба «Лесная» в Беловежской пуще обещает завтрак с оладьями, земляничным вареньем и душистым чаем, а также экскурсию «Времена года в пуще. Весна» и мастер-классы по быстрому приготовлению супа из сушеных грибов и вырезанию ложек.
«Усадьба Горанских» в Сморгонском районе предлагает экскурсию по мини-ферме, усадьба «У Лукоморья» в Круглянском районе — дегустацию национальных блюд, меда и мини-концерт местного коллектива, «Приозерная» под Могилевом — мастер-классы по здоровому питанию, использованию лекарственных трав, вязанию и вышиванию, «Домачево» в Брестском районе — программу «Знакомство с белорусской деревней». Усадьбы «Буслянка» и «Хутор у Званца» Дрогичинского района организуют экскурсии по заказнику Званец и музею «Бездежский фартушок».
22 усадьбы Могилевской области проведут праздник и культурную программу для детей из детских домов семейного типа.
Перед поездкой в деревню организаторы рекомендуют туристам связаться с хозяевами усадеб и договориться о встрече.
Не хватает креативности?
Хотя 26 мая свои двери откроют три сотни усадеб, не все из них одинаково хороши и нашли ту самую «изюминку». По мнению Валерии Клицуновой, в условиях высокой конкуренции хозяевам усадеб необходимо придумывать дополнительные услуги и развлечения.
По последним данным, в Беларуси зарегистрировано 2054 агроусадьбы, в конце 2012 года их было 1775, в конце 2011-го — чуть более 1,5 тысячи. В 2012 году белорусские усадьбы приняли около 220 тыс. посетителей, в 2011-м — 145 тысяч. |
«Мы всё время учим людей, как произвести впечатление на туриста и создать интересный, креативный турпродукт, потому что люди едут в усадьбы за впечатлениями. Если турист получил их, то он вернется еще раз или расскажет об этом месте своим друзьям», — говорит она.
«Нужно найти свою тему, делать то, что тебе интересно. Сельский туризм — это сфера, где хозяева усадеб самовыражаются и делают то, что им нравится. Кто-то любит активный отдых и организует в усадьбе рыбалку, сплав на байдарках, строит веревочные городки, устраивает командные игры. Те, кто любят семейный тихий отдых, ориентируются на семьи и думают, как организовать досуг мужа, жены и ребенка. Некоторые усадьбы объединяются и создают зеленые маршруты, продвигая целый регион», — рассказала Валерия Клицунова.
При этом, по ее словам, для создания креативной агроусадьбы не требуется больших средств и специальных ресурсов. В качестве примера эффективной работы специалист привела агроусадьбу в Германии, созданную местными фермерами.
На воротах фермы гостей встречают две нарисованные свиньи — Руди и Роди, которые сопровождают посетителей по всей ферме и обыгрываются везде «в карикатурных, приятных тонах». Свиньи «присутствуют» даже на детских столах для рисования. Ферма специализируется на выращивании спаржи, и посетители могут посмотреть, как ее собирают, и поучаствовать в мастер-классе. Кроме того, на ферме работает детская обучающая программа длительностью в одну неделю, во время которой дети учатся давить рапсовое масло, ухаживать за животными, собирать яйца. По окончании программы они получают грамоту о том, что прошли курс обучения на ферме. Также на территории фермы работает антикварный рынок для взрослых и магазин, в котором можно купить местную продукцию. По словам Клицуновой, многие услуги на ферме предоставляются бесплатно, но туристам хочется что-то купить, попробовать и все равно оставить на ферме деньги.
В Беларуси тоже есть специализированные усадьбы. Например, усадьба «Мир пчел» Воложинского района посвящена пчеловодству, там есть стеклянный улей, чтобы наблюдать за тем, как живут пчелы. Хозяйка усадьбы «На Заречной улице» в Кобринском районе, по словам Клицуновой, креативно оформляет свое жилище, сотрудничает с местными ремесленниками и народными коллективами, организует празднования календарных праздников, карнавалов. На хуторе «Борок» музыканта Алеся Лося есть музей старинных инструментов. Хозяин усадьбы сам восстанавливает инструменты, делает дуды, учит белорусов традиционным танцам. Усадьба «Дамелька» в Смолевичском районе специализируется на цветах, ее хозяйка увлекается фитодизайном и проводит мастер-классы по работе с цветами.
Тем не менее, считает руководитель туристического портала Holiday.byАндрей Барашко, в Беларуси не хватает креативных и интересных усадеб, а те, что можно отыскать, «недостаточно раскрученные» и об их фишках и изюминках никто не знает.
«За несколько лет люди прокатились по многим объектам и, наверное, уже не хотят повторять этот цикл, если ничего не меняется. Для возврата клиента уже недостаточно предложить ему специальную цену, потому что он был уже в этой местности и знает, что там хорошо, но так же хорошо, как и год-два назад», — говорит Барашко.
Стены и классический клиентинг
По мнению Андрея Барашко, современному туристу «нужны не только стены», но и развлечения, активный отдых, ради которых он может отправиться в усадьбу.
При этом эксперт полагает, что проблема с развитием агротуризма в Беларуси может упираться в законодательство, поскольку сейчас усадьбы работаю в режиме льготного налогообложения, но если они предложат посетителям питание, анимированные экскурсии и другие развлечения, им придется вести полноценную предпринимательскую деятельность.
То есть, с одной стороны в Беларуси льготируется открытие усадьб, т.е. появление стен, но их развитие не стимулируется, а формируются предпосылки для теневой деятельности, полагает Андрей Барашко.
Кроме того, отмечает он, при оценке белорусского агротуризма необходимо учитывать и ценообразование, а цены в некоторых белорусских усадьбах, по его мнению, завышены.
Также следует обратить внимание на качество предоставляемого сервиса, даже на уровне телефонного звонка: «Как хорошо с вами общаются, рассказывают ли о дополнительных услугах, звонят ли после посещения усадьбы. Это классический клиентинг и с ним в Беларуси по большей части беда».
«Если со стенами в Беларуси уже все в порядке, то теперь нужно налаживать клиентинг», — заключил специалист.
О повышении требований к усадьбам со стороны туристов говорит и Валерия Клицунова. По ее словам, посетители становятся «более искушенными» и уже могут сравнивать белорусские усадьбы с зарубежными.
«В Италии 30-40 лет назад, когда еще только начинал развиваться сельский туризм, условия проживания были спартанскими, и итальянцы соглашались спать даже по пять человек в одной комнате, лишь бы увидеть что-то новое, посмотреть на образ жизни в деревне, производство вина. Сейчас усадьбы расположены в старинных особняках, в каждом есть туалет и душ в комнате, — рассказывает Клицунова. — Наши усадьбы тоже развиваются. Душ и туалет есть практически в каждом доме, а если они находятся на улице, то предполагается, что они будут чистыми и экологичными. Уровень гигиены растет, уровень сервиса тоже растет. Того, что устраивало людей пять-семь лет назад, теперь нет. Возникли новые усадьбы, которые изначально были нацелены уже на другой стандарт».
Анастасия СОЛОНОВИЧ