Межконтинентальный мост

Источник материала:  
10.05.2013 — Разное

Ленд-лиз (lend-lease в переводе означает – заем и аренда) – государственная программа, принятая в марте 1941 года, по которой Соединенные Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд долларов, из которых 31,4 млрд – поставки в Великобританию, 11,3 млрд – в СССР, 3,2 млрд – во Францию и 1,6 млрд – в Китай.

Под влиянием книг и кинематографа у наших граждан сложилось впечатление, что основная доля военной техники и других грузов доставлялись северными конвоями через Мурманск, Архангельск. На самом деле ленд-лизовские грузы по маршрутам доставки в СССР распределялись следующим образом:

– через Персидский залив и Иран – 23,8 %;
– через советский Дальний Восток – 47,1 %;
– через советскую Арктику – 2,5 %;
– через порты Северной России – 22,7 %;
– через Черное море – 3,9 %.

Что касается поставок через черноморские порты (Атлантика – Гибралтар – Средиземное море – Босфор), то этот путь стал возможным только в 1945 году. Учитывая обязательство СССР вступить в войну с Японией, США продолжали поставки по ленд-лизу и после окончания войны в Европе – до 20 сентября (Япония капитулировала 2 сентября).

Почти каждый четвертый истребитель и бомбардировщик (23 %), поступившие в годы Великой Отечественной войны в действующий состав ВВС СССР, были англо-американского производства: 9661 – из США и 4171 – из Великобритании.

Что касается тактико-технических характеристик поставлявшихся по ленд-лизу в Советский Союз боевых самолетов и танков, то в исторических трудах и мемуарах частенько превалировали некорректные сравнения с советской техникой. В частности, английский легкий танк «Валентайн» сравнивался со средним Т-34, которому он, бесспорно, уступал и в бронировании, и в вооружении. Однако не уступал, а по некоторым параметрам превосходил аналогичный по классу Т-70. Определенные сложности возникали вследствие того, что импортная техника была более «капризна» при эксплуатации, в частности танковые двигатели и авиамоторы требовали качественного топлива. Все надписи в кабинах были на английском языке, который в войсках (в отличие от немецкого) знали единицы. Летчики также путались, переводя футы в метры, а галлоны (количество топлива в баках) – в литры.

Соглашение по ленд-лизу предусматривало, что поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате. Переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).  В случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

В послевоенные годы, в условиях холодной войны и гонки вооружений, во многих научных трудах советских историков поставки по ленд-лизу стали оцениваться как не имеющие для СССР никакого значения.  В 1947 году с легкой руки Николая Вознесенского, председателя Госплана СССР, стала «гулять» цифра, что удельный вес поставок по ленд-лизу составил всего лишь 4 % от общего промышленного производства СССР.

Разумеется, не делают чести высказывания «с другой стороны», утверждающие, что без ленд-лиза СССР проиграл бы войну. 

Маршал Жуков в беседе с  писателем Константином  Симоновым, состоявшейся в 60-х годах, говорил: «…Нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не смогли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «Студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок».

А вот что говорил о поставках по ленд-лизу Анастас Иванович Микоян, который с 1941 года был председателем Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА, а также членом Совета по эвакуации и Государственного комитета по восстановлению хозяйства освобожденных районов, а с 1942 года – членом Государственного комитета обороны: «Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело. Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали».

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ленд-лиз укоротил дорогу к победе.

 Cправка «CВ»

Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны

 Материалы 

 Производство СССР 

 Ленд-лиз 

 Соотношение, %

 Взрывчатка, тыс. тонн 

558  

  295,6

 53

Медь, тыс. тонн 

534 

 404

76 

Алюминий, тыс. тонн 

 283

301 

106 

Олово, тыс. тонн 

13 

29 

 223

Кобальт, тонн 

340 

470 

138 

Авиабензин, тыс. тонн 

4700 

1087 

23 

 Автомобильные шины, тыс. штук

3988 

3659 

 92

 Шерсть, тыс. тонн

96 

 98

102 

 Сахар, тыс. тонн

995 

658 

66 

Мясные консервы, млн банок 

432,5 

2077   

480 

Жиры животные, тыс. тонн 

565 

602 

107 

←Песню дружбы запевает молодежь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика