Логика логистики
Сегодня одним из важнейших факторов экономического роста той или иной страны является формирование современной логистической системы, то есть максимально эффективного управления движением материальных потоков с использованием инновационных технологий в производстве и управлении.
Главный принцип – доставка грузов вовремя и с минимальными затратами. Эффективная логистика позволяет максимально использовать преимущества различных видов транспорта, снижая издержки, связанные с доставкой грузов, на 15–20 %. К тому же она улучшает имидж страны, укрепляет позиции ее бизнеса на внешних рынках, что для такой экспортно ориентированной страны, как Беларусь, также крайне важно.
Свято место, то есть прибыльное, как известно, пусто не бывает. На современном рынке товаров и услуг сформировался комплекс стран-лидеров, которые всячески защищают свои позиции, ограничивая доступ на свой рынок игроков других стран. В частности, около 80 % основных инновационных технологий, которые существуют сегодня в мире, приходятся именно на эти страны-лидеры. Безусловным же фаворитом среди них является Германия, в которой, в частности, находится столько транспортных контейнеров, что ими можно три раза опоясать земной шар. В области транспорта и логистики этой страны задействованы более 400 тысяч работников, а объем логистических услуг ежегодно превышает 16 миллиардов евро. В целом же в развитых западных странах доля логистических услуг в общем объеме ВВП сегодня составляет 20–30 %.
Достигнуть этого показателя уже в ближайшие годы согласно программе «Развитие логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» планирует и Беларусь, хотя сегодня этот показатель в стране не превышает и 10%.
Беларусь находится на пересечении основных европейских транспортных маршрутов между Европой и Азией, югом и севером Европы, да и в целом обладает стратегически выгодным географическим потенциалом. К развитию ее логистической отрасли проявляют интерес инвесторы из России, стран Балтии, арабских и многих других государств. Однако главной проблемой, как отмечено в самой программе, стало то, что в силу объективных причин имело место определенное технологическое отставание в области логистики. На момент принятия программы, а это лето 2008 года, только десятая часть складских помещений, расположенных в Минске и Минском районе, не говоря о провинции, лишь относительно соответствовала требованиям к современной складской инфраструктуре. А современные складские комплексы класса А и В, работающие по логистическим технологиям товародвижения, можно было и вовсе пересчитать по пальцам.
Создание логистических центров идет как с нуля, так и путем модернизации складской недвижимости. Кроме столицы и столичной области такие центры строятся там, где зарождается и погашается наибольший грузопоток экспортно-импортных грузов – в городах Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Мозырь, Орша, Пинск. Это также свободные экономические зоны – «Минск», «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Могилев», в том числе и с передачей в ведение администраций свободных экономических зон дополнительных земельных участков для размещения центров, не примыкающих непосредственно к территориям СЭЗ. Выбор места расположения оптово-логистических центров определяется также их близостью к крупнейшим автомобильным и железнодорожным трассам.
В целом, согласно программе, до 2015 года предусмотрено строительство в Беларуси логистических центров на 36 участках, из которых шесть закреплено за Брестской областью, по четыре – за Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской. А больше всего участков – четырнадцать, естественно, отведено Минску и Минской области. Еще восемь участков выделено вне программы: по три – в Гомельской и Гродненской областях, два – в Могилевской.
Одиннадцать логистических центров уже работают. Это «Брест-Белтаможсервис», «Минск-Белтаможсервис», ИП «БЛТ-Логистик», ОАО «Озерцо-Логистик», ООО «Л-Бит Групп», ТЧУП «ШАТЕ-М Плюс», ООО «Двадцать четыре», ОАО «Белмагистральавтотранс», СООО «Брествнештранс», РУП «Минск-Кристалл» и ООО «ИнтерСтройПортал Плюс». Для реализации этих инвестиционных проектов привлечено свыше 1,88 триллиона белорусских рублей (на 26.04.2013 г. 1 российский рубль равен 276 белорусским рублям).
Правда, как отметил министр торговли Валентин Чеканов, все эти центры пока представляют собой лишь склады большой площади, не увязанные в общую систему.
Министр напомнил, что вопросы развития логистической системы республики были обсуждены на заседании Президиума Совета Министров в августе 2012 года. Тогда республиканские органы госуправления получили конкретные поручения, многие из которых уже начали реализовываться. Вместе с тем ряд вопросов по-прежнему остается нерешенным. Это, в частности, вопросы отмены принципа резидентства декларантов при таможенном оформлении товаров на таможенной территории стран Таможенного союза, необходимости отмены разрешений на автоперевозки из третьих стран под таможенным контролем для белорусских автоперевозчиков при провозе грузов через страны ТС, обеспечении логистических центров пунктами таможенного оформления, а также сокращении сроков осуществления таможенных операций при отправлении транзитных грузов через логистические центры страны. Министр выразил надежду, что меры, которые позволят решить существующие проблемы, будут выработаны в ближайшее время.