Новый подход к развитию народного хозяйства

Источник материала:  
18.04.2013 — Разное

По мнению Евгения Самойлова, члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, для многих стран, в том числе России и Беларуси, государственно-частное партнерство (ГЧП) – качественно новый подход к развитию народного хозяйства и улучшению инвестиционного климата.

Эти взаимоотношения могут приобретать различные юридические формы, среди которых наиболее распространенной является концессия. В рамках концессионного соглашения частная компания обязуется создать или реконструировать, например, некий объект инфраструктуры, после чего имеет право эксплуатировать его в течение 20–30 лет, при этом право собственности на этот объект будет в итоге принадлежать государству.

Принцип ГЧП, как правило, оптимален в тех случаях, когда государству необходимо решить определенную задачу – будь то строительство дороги или больницы – в условиях дефицита денежных средств. Многие российские регионы испытывают острую необходимость в сооружении и реконструкции дорог, мостов, теплоэлектростанций, медицинских учреждений. Зачастую бюджетных средств на это не хватает, а деньги, как правило, нужны «длинные». И в этом случае власть вынуждена обращаться к бизнесу, предлагая государственно-частное партнерство. Только привлечение частного инвестора дает существенное снижение нагрузки на бюджеты всех уровней.

По подсчетам экспертов, ежегодно благодаря механизму ГЧП в дорожный сектор привлекается порядка 15–20 млрд евро частных инвестиций. В социальной сфере механизмы ГЧП пока представлены незначительно. Правда, в каждом регионе найдется успешный пример участия частного бизнеса в решении социальных задач.

В Республике Коми в настоящий момент разрабатывается проект строительства новой железнодорожной магистрали «Белкомур», которая соединит Пермский край и Республику Коми с Архангельским и Мурманским морскими портами. Железнодорожная магистраль должна стать ощутимым стимулом для открытия новых производств, создания новых рабочих мест. Возможная реализация этого масштабного проекта тоже строится на принципах ГЧП. Необходимый объем инвестиций составляет порядка 170 млрд рублей.

Для государства в лице субъекта Федерации государственно-частное партнерство – это хороший выход не терять темпов экономического развития при отсутствии или недостаточности бюджетных средств. Заинтересованность бизнеса – в гарантированной доходности, обеспеченной государством. Бюджет берет на себя обязательства гарантировать инвестору определенный уровень дохода, иначе вкладывать средства в подобные проекты, особенно в социальной сфере, будет невыгодно.

Стоит отдельно отметить выгоды для потребителей услуг. Качество является одним из наиболее важных критериев как для государства, так и для инвестора. Чем ниже издержки, тем выше доходы частной компании, тем быстрее она может выйти на уровень рентабельности и расплатиться с кредиторами. Соответственно, заинтересованность в высоком качестве услуг и снижении издержек на ремонт и эксплуатацию создает необходимые стимулы для применения эффективных технических решений и внедрения инновационных технологий. В условиях стабильного законодательства рисков быть не должно.

Частный бизнес можно привлечь к сотрудничеству исключительно путем предоставления гарантий доходности. Коммерческие компании будут вступать в партнерские отношения с государством только будучи уверенными в том, что проект имеет хорошие шансы на успех и что их интересы будут соблюдены. Инвестор вкладывает средства, рассчитывает формулу, срок окупаемости, получает свою доходность и после этого передает объект в собственность государству. Субъект Федерации должен показать, что инвестор свою доходность получит и это не будет подвержено серьезным колебаниям – экономическим, политическим или налоговым.

Чаще всего механизмы ГЧП используются в дорожном хозяйстве. Причем речь идет не только о проектах строительства платных автомобильных дорог, таких, как, например Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. В этом случае заинтересованность инвестора очевидна: некоторая часть вложенных средств окупится благодаря тарифам на проезд, размер которых в зависимости от класса транспортного средства составляет 30–70 рублей. Однако стоит отметить, что затраты на строительство и эксплуатацию дорог значительно превышают возможные доходы от пассажиропотока, поэтому государство в любом случае гарантирует инвестору определенный уровень доходности.

Несколько иначе обстоит дело с проектами бесплатных дорог. В этом случае частной компании в эксплуатацию передается не только дорожное полотно, но и прилегающая земля, которую инвестор может использовать под строительство складов, заправочных станций, кафе, отелей. Рациональное использование этой земли с максимальной экономической эффективностью – задача инвестора.

Активное внедрение механизмов ГЧП позволит решить широкий спектр финансовых и технических задач, будет способствовать снижению нагрузки на федеральный, региональный и муниципальный бюджеты, повысит уровень благосостояния регионов и страны в целом.

←Владимир Путин встретился с Председателем Правительства, министром внутренних дел Сербии Ивицей Дачичем

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика