О возвышенном просто
Ведущая программы “Пра мастацтва” Нина Можейко о жизни в Италии, любви к родному языку и необъятности белорусской культуры
Прожив четыре года в Риме в связи с загранкомандировкой отца, ежедневно наслаждаясь красотами Вечного города и знаменитой итальянской кухней, она мечтала вернуться в Беларусь.
По возвращении старательно вспоминала белорусский язык и учила историю Беларуси. Готовилась к поступлению на журфак. А поступив, полученные знания пыталась тут же применить на практике. Усилия девушки не остались незамеченными.
Уже на четвертом курсе института девушку пригласили в качестве соведущей проекта “Пра мастацтва”. И теперь каждое воскресенье на телеканале “Беларусь 2” зрители могут видеть ее в паре с Михаилом Ревуцким, доступно и увлекательно рассказывающую о порой не совсем простых, но весьма любопытных явлениях белорусской культуры.
— Нина, четыре года вы провели за границей, в Италии. Чужой язык, другая культура... Насколько сложно было привыкнуть ко всему этому?
— Когда мы переехали в Рим, мне было всего двенадцать. Что я знала об Италии? Спагетти, паста, громко говорящие итальянцы... А приехала — мир словно перевернулся. Прекрасная страна, потрясающие люди, очень теплая атмосфера. Ты словно попадаешь к себе домой, только люди разговаривают на другом языке. Но я быстро освоилась. Еще до поездки купила итальянский разговорник, так что парой фраз владела. Мы жили в центре Рима, каждый день проходили через площадь Святого Петра. И со временем даже перестали видеть в этом что-то необычное. К хорошему быстро привыкаешь. Я очень благодарна Италии. Мое становление прошло именно там — уехала подростком, а вернулась уже взрослой девушкой. Я люблю Италию. Но и Беларусь очень люблю. Мне хотелось в Минск, где оставались мои родственники и друзья.
— За границей вы вели довольно активную жизнь, даже были главным редактором школьной газеты. После этого опыта и решили податься в журналисты?
— То, что я творческий человек, я поняла уже в то время, когда рисовала на обоях и линолеуме маминой губной помадой. Я всегда была очень активной и любила экспериментировать. Занималась в различных кружках, танцевала, пела. К слову, стать певицей было одним из моих больших желаний. Но я понимала, что это не совсем серьезно. Да и папа в этом убеждал не раз. В Италии у меня был прекрасный педагог по русскому языку и литературе. Она обратила внимание на то, что я хорошо пишу, и посоветовала поступать на журфак. И тогда я загорелась новой идеей.
— Что показалось наиболее сложным по возвращении на родину?
— Я мечтала вернуться в Беларусь, снова стать частью этой страны. Не сразу получилось. До сих пор чувствую некоторые ментальные отличия. Необычная ситуация: своя среди чужих и чужая среди своих. Хотя в этом что-то есть. А потом... Опасения вызывал белорусский язык, который я почти забыла. А сдавать историю Беларуси мне посоветовали именно на белорусском языке. За короткое время сумела неплохо выучить не только историю, но и белорусский язык. Считаю это своей личной победой. Правда, долгое время все равно остерегалась его. Если был выбор — отвечать или писать на русском либо белорусском языке, — выбирала русский. Какое-то время сотрудничала с СТВ. В процессе поступило предложение попробовать свои силы в качестве ведущей белорусскоязычного проекта “Міншчына”. Отказалась из-за языка. На тот момент, мне казалось, я знаю его не совсем “дасканала”. Как в таком случае я могу доносить что-то до зрителя? Сейчас этого страха нет. Я люблю белорусский язык, я на нем начинаю думать. И горжусь этим. Я знаю итальян-ский, английский. Почему не могу разговаривать на белорусском? Если мы забудем свои корни, кто о них вспомнит?
— А как попали на “Беларусь 2”?
— После третьего курса пришла на практику в Белтелерадиокомпанию в отдел репортеров Агентства телевизионных новостей. Шла с целью остаться, поэтому очень хотела работать. Еще месяц поработала в этом отделе, а потом Михаил Ревуцкий пригласил в программу “Пра мастацтва”. Никогда не могла подумать, что на четвертом курсе без большого опыта стану ведущей. Хотя я всегда чувствовала свой потенциал и знаю, что для меня нет недостижимых задач. Сразу перевелась в отдел культуры и работала как корреспондент. Потом стала ведущей. Но продолжаю снимать сюжеты. И работа корреспондентом, когда я встречаюсь и общаюсь с героями, для меня первостепенна.
— Насколько востребованы зрителями вот такие культурные и искусствоведческие программы?
— Искусствоведческая программа — слишком громко сказано. Мы не позиционируем “Пра мастацтва” как передачу для специалистов. Мы для всех. И скорее работаем для того человека, который как раз таки не пойдет в театр и музей. И вот он случайно натыкается на нашу программу и слышит, как мы рассказываем об искусстве доступным языком, без пафоса и академизма. Мы отслеживаем рейтинги и можем с уверенностью сказать, что нас смотрят. Мы стараемся раскрыть те страницы культурного события, биографии артиста, художника, которые мало кому известны. На протяжении недели работаем как новостной отдел, ездим на мероприятия, снимаем сюжеты, удивляемся. Но в коротком новостном сюжете обо всем не расскажешь, а проект “Пра мастацтва” позволяет это сделать.
— Что лично вас удивило в последнее время больше всего?
— Каждый герой, сюжет интересны. За неинтересные мы не беремся. И что любопытно, программа существует уже три года, а герои продолжают находиться. Готовишь сюжет об одном, а за ним тянется еще вереница интересных людей. Это здорово. За это я люблю работу. Когда интересно тебе, интересно и зрителям. Недавно общалась с народным художником Леонидом Щемелевым. Даже в девяносто лет он остается невероятно современным и модным, с ним можно общаться на любые темы. Снимали сюжет о Денисе Никитике — белорусском актере, звезде рекламы и очень неординарной личности. Выяснилось, что Денис работает реставратором в Национальном художественном музее, увлекается холодным оружием и занимается боевыми искусствами.
— Идеальный отдых для вас?
— Активно-пассивный. Люблю чередовать отдых. Должна выспаться, порелаксировать, заняться собой. Но потом нужен экшн. Очень люблю путешествовать, познавать новое. Людей, архитектуру, кухню... Ведь все это культура.
— “Пра мастацтва” — именно та программа, о которой вы мечтали? Или хотелось бы попробовать себя не только в культуре?
— Мне всегда хочется пробовать себя в чем-то новом. Но в данный момент я очень рада, что нахожусь именно здесь, в этом месте. Культура — связующее звено между разными сферами человеческой жизни. С культуры все начинается, ею все заканчивается. Относительно культуры существует много стереотипов. И мы их развенчиваем.
— Скучаете по Италии? Чего недостает больше всего? Может, знаменитой итальянской кухни?
— Я вообще очень люблю покушать. Хоть мне и не верят. И особенно люблю итальянскую кухню, хоть она калорийная. В Минске появилось достаточно много итальянских кафе и ресторанов. Итальянская пицца теперь в свободном доступе. Моя любимая — капричоза. Но все равно скучаю по Италии. Дело даже не в том, как приготовлено, а как это преподнесено, какая царит атмосфера вокруг. У итальянцев прием пищи — это настоящий ритуал.