По правилам единого пространства
Что может привлечь резидентов в свободные экономические зоны Беларуси после отмены льгот?
На сегодняшний день доля свободных экономических зон (СЭЗ) в промышленном производстве составляет около десяти процентов, в экспорте – девять процентов. Всего у нас шесть свободных экономических зон – по одной в каждой области, с тремястами предприятиями-резидентами. Показатель значимый для экономики в целом, поэтому постоянно находится в поле зрения государства, в том числе законодателей. В связи с созданием Беларусью, Россией и Казахстаном нового экономического объединения возникла необходимость внесения дополнений и изменений в Закон «О свободных экономических зонах», которые планируется рассмотреть на весенней сессии. По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по экономической политике Владимира Кравцова, необходимо выработать такие предложения по совершенствованию законодательства, которые поспособствуют улучшению условий хозяйствования работающих в СЭЗ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выслушать мнения заинтересованных сторон парламентарии приехали в СЭЗ «Гомель – Ратон».
Выбор дискуссионной площадки не случаен. СЭЗ юго-восточного региона является одной из ведущих в стране, характеризуется активной работой по привлечению инвестиций. В сфере ее действия помимо самого Гомеля еще одиннадцать районов. Расположена СЭЗ на границе с Россией и Украиной, имеет хорошие перспективы.
На первоначальном этапе проект изменений и дополнений в законодательство обсуждался на местах. Основные изменения касаются регистрации и ликвидации резидентов СЭЗ и взаимодействия наших национальных управляющих органов, в частности, Совмина, Минэкономики с единой евразийской комиссией по вопросам функционирования зон. Нововведением, например, является то, что администрация СЭЗ должна вести реестр резидентов в сети интернет, необходимо будет информировать единую экономическую комиссию и ее уполномоченный таможенный орган о регистрации резидента, чего прежде не было. Эта позиция уже начала внедряться, предстоит закрепить ее законодательно.
Приведение наших норм в соответствие с законодательством партнеров по ЕЭП важно для нас и с той точки зрения, что они являются членами Всемирной торговой организации, вступление в которую также находится в сфере интересов Беларуси. Этот момент определяет изменение законодательства в отношении свободных экономических зон и в дальнейшем. В нынешнем режиме они будут работать до 2017 года.
И уже сегодня есть разница в условиях функционирования резидентов СЭЗ – те, которые были зарегистрированы до первого января прошлого года, будут работать с соблюдением льгот, действовавших на момент регистрации, до 2017 года. У тех же, которые влились в анклавы после января прошлого года, уже иные условия ведения бизнеса.
– Эти резиденты уже сейчас по таможне не имеют льгот. Чтобы их получить, они должны реализовывать продукцию вне зоны Таможенного союза, – обозначает проблему глава администрации СЭЗ «Гомель – Ратон» Антонина Ежова, в целом положительно оценивая расширение экономического и таможенного пространства, которое дает большие возможности для экспорта, убирает лишние процедуры и препоны. В то же время утрата льгот после 2017 года для всех, и не только по таможне, оставляет вопросы в плане заинтересованности стать резидентом экономической зоны. Показательный пример: в позапрошлом году в СЭЗ «Гомель – Ратон» было зарегистрировано рекордное число резидентов – 40, а в прошлом (без «таможенных» льгот) – считанное число. Не наблюдается очереди желающих стать резидентами СЭЗ и в нынешнем году.
– Привлекательность зон в связи с отменой льгот теряется, но потенциал у СЭЗ остается, он достаточно большой. В связи с чем в законодательство внедрен ряд компенсационных мер, – озвучивает позицию своего министерства начальник Главного управления инвестиций Минэкономики Сергей Войтеховский. – Мы готовы рассмотреть предложения по дальнейшей заинтересованности.
Заинтересованностью для вступления в СЭЗ может быть создание необходимых подобающих инфраструктур на площадях для быстрейшего и благоприятного развертывания производств резидентами, прозвучало от руководителей СЭЗ, более простое получение самих этих площадей (преимущественно республиканской собственности), скажем, за одну базовую величину. Только в Гомельской области порядка 240 тысяч квадратных метров таких незадействованных производственных площадей, многие из которых из-за того, что на них не ведется хозяйственная деятельность, элементарно приходят в негодность с печальной перспективой стать вообще не используемыми. Более низкая финансовая планка для вступления в резиденты может также стимулировать некрупный капитал для ведения бизнеса в условиях СЭЗ. Могут быть и другие формы заинтересованности. Их надо найти и закрепить для того, чтобы на фоне неизбежного изменения законодательства не остановить дальнейшего развития свободных экономических зон, которые стали локомотивом производственного прогресса, имеют, как уже говорилось, немалый потенциал.