Высшее все ниже, ниже и ниже…
Любое образование – дело серьезное, а высшее – тем паче. Однако позволим себе начать разговор на несерьезной ноте.
Студент говорит матери:
– Сегодня вот экзамен сдаю.
– Какой?
– Не знаю пока, приду в институт – ребята скажут.
– Вы не хотите учиться, вам лень посещать лекции и семинары, неохота сдавать экзамены? Только для вас – дипломы вузов во всех киосках «Роспечати» и в переходах метрополитена.
– Сегодня мы определяем самого умного преподавателя недели. Представьтесь.
– Андрей, преподаватель высшей математики.
– Иван, доцент кафедры русского языка и литературы.
– Сергей. На этой неделе я уволился из института и теперь работаю в банке.
– Сергей – самый умный преподаватель этой недели!
Эти веселые байки, к сожалению, в полной мере отражают отнюдь не веселые дела в системе высшего образования Российской Федерации.
В начале 1990-х годов количество высших учебных заведений в России стало стремительно расти. Государственные вузы с небывалой скоростью плодили филиалы. Появились сотни негосударственных вузов, и тоже с «дочками». Надо ли говорить, что качество образования при этом резко упало. Разумеется, нет ничего плохого ни в негосударственных учебных заведениях, ни в платных отделениях во всех вузах, ни в создаваемых филиалах. Однако новые вузы часто не имели своих помещений, материально-техническая база и библиотечный фонд либо отсутствовали, либо были крайне малы. Уровень преподавателей и преподавания не отвечал требованиям высшей школы. Впрочем, и зарплата профессорско-преподавательского состава в разы меньше, чем у их зарубежных коллег. Престиж высшего образования упал вместе с качеством образования, а учеба (порой правильнее было бы сказать – пребывание) в вузе стала сводиться не к получению знаний, а к четырехлетнему ожиданию получения «корочек». Появилась шутка про систему оценок во многих новоявленных вузах: знаешь – «отлично», не знаешь – «хорошо». И это объяснимо – кто же будет отчислять студентов платных факультетов, составляющих финансовую основу вуза! «Благодарность» преподавателям стала системой. Студенты «скидывались», чтобы не учиться, преподаватели принимали «подношения», чтобы не учить. Порой «студент» (кавычки понятны) получал диплом о высшем образовании, смутно представляя не только специальность, по которой он учился, но даже место расположения института. «Высшее образование» можно было получить и в метро, где продавались дипломы всевозможных учебных заведений.
Периодически в СМИ появляются сообщения о том или ином товарище, занимающем солидную должность, чей диплом о высшем образовании оказывался подделкой. Сколько «простых» граждан России являются обладателями таких «корочек», одному Богу известно, правильнее, конечно, было бы сказать – черту.
И еще, недавно разразился скандал с «липовыми» учеными степенями. Чтобы написать плагиатную кандидатскую или докторскую диссертацию, надо приложить хоть какую-то, пусть крайне малую толику усилий. Что касается курсовых и дипломных работ по самой различной тематике, то, похоже, многие студенты их даже не читают, скачивая из интернета, где они представлены в великом многообразии как бесплатно, так и за невеликую мзду.
Конечно, есть вузы, составляющие в прошлом гордость советского, а сейчас российского образования. Впрочем, у высшего образования есть серьезнейшие проблемы, которые не позволяют говорить и об этих храмах науки в превосходной степени. Не следует забывать, что министерство, ведающее образованием, включает в свое название и слово «наука». А по данным экспертов из медиакорпорации Thomson Reuters, работающей в более чем 100 странах мира, наука в России стагнирует и количественно, и качественно. Финансирование науки в РФ в процентах ВВП значительно ниже достаточных 2%, признаваемых в странах G7, и не показывает стабильного роста, как, к примеру, у Китая. Уже 20 лет этот показатель составляет порядка 1,1%. В РФ также уменьшается количество исследователей. Наиболее слабой стороной развития науки в России является ее внедрение в экономику (эксперты выражают его в патентной активности).
Даже в крупных российских вузах, по сути дела, не занимаются большой (прикладной) наукой, малые исключения только подтверждают общую картину. В зарубежных университетах количество сотрудников, занятых наукой, соразмерно с теми, кто занят в учебном процессе. Да и сами преподаватели активно участвуют в научной деятельности. Надо ли говорить, насколько подобная атмосфера способствует профессиональному росту студентов.
Ректор Байкальского государственного университета экономики и права, председатель совета ректоров вузов Иркутской области Михаил Винокуров предлагает схему укрупнения университетов России. Она заключается в объединении университетов и научно-исследовательских институтов РАН, РАМН, РАСХН. Когда крупнейшие университеты объединят вокруг себя академические институты, количество научных сотрудников в университетах сравняется с профессорско-преподавательским составом. Для достижения мирового уровня необходимо также уменьшить нормативы нагрузки для профессорско-преподавательского состава, введя соотношение: 1 преподаватель к 4–6 студентам, вместо 1 к 10–16.
М. Винокуров считает, что необходимо закрыть большинство поспешно открытых частных вузов (переведя студентов в другие институты), закрыть также сотни филиалов с «дистанционным обучением». Так как через некачественное обучение в «липовых» вузах дискредитируется российская высшая школа. Отсюда и недоверие к российским дипломам за рубежом.
В планах Министерства образования и науки РФ, как заявил его глава Дмитрий Ливанов, – в ближайшие два года сократить количество вузов на 20%, а число их филиалов – на 30%.
ФОТО: ЮРИЯ СТРОКОВА