«…Талант! Выше этого счастья нет!»
Театральный мир отмечает 150-летие великого реформатора сцены – Константина Сергеевича Станиславского. В МХТ им. Чехова праздновать юбилей будут в течение всего года.
Торжества по случаю юбилейной даты были предварены вручением премии имени Станиславского в отеле «Балчуг-Кемпински». Награду «За выдающийся вклад в развитие российского театра» получил Сергей Юрский, а «За вклад в развитие мирового театра» – австрийский актер и режиссер Клаус Мария Брандауэр и немецкий актер Мартин Вуттке.
Но главные события развернулись на легендарной сцене в Камергерском переулке, где расположен театр, основанный К. С. Станиславским. В фойе развернулась выставка из 140 фотографий юбиляра, представляющих его во всех 29 ролях, сыгранных в МХТ, а также его театральные костюмы и фрагменты грима. Экскурсию по выставке – специально для министра культуры Владимира Мединского – провели худрук МХТ имени А. П. Чехова Олег Табаков и режиссер Кирилл Серебренников – герой дня. Именно его биографической постановкой о К. С. Станиславском «Вне системы» отмечен был день юбилея великого режиссера. Это был одноразовый уникальный спектакль, поставленный по пьесе Михаила Дурненкова, в котором судьба основателя Художественного театра была отражена в живых диалогах с его современниками – единомышленниками и оппонентами. На сцене со Станиславским ведут беседы, в самой разной тональности, его ученики – Вахтангов, Мейерхольд, Сулержицкий и главный единомышленник-оппонент – Немирович-Данченко. Материал для диалогов документален – взят из писем, дневников, воспоминаний современников.
Вахтангова в этом спектакле играет Дмитрий Черняков, Сулержицкого – Виктор Рыжаков, Михаила Чехова – Евгений Миронов, Соломона Михоэлса – Константин Райкин. Немировичей в спектакле сразу трое – драматург и режиссер Михаил Угаров, Константин Хабенский и театровед Алексей Бартошевич. За Мейерхольда читал, конечно, Кирилл Серебренников, был и другой исполнитель – режиссер Клим – в сценах с людьми в черном из НКВД. Илзе Лиепа танцевала Дункан, Книппер-Чехову «играла» Алла Покровская, Андрееву – Наталья Тенякова. За Чехова и Горького, появлявшихся на экране и очень недовольных тем, что творят с их пьесами в театре, отвечали Владимир Сорокин и Захар Прилепин. В спектакле приняли участие даже иностранцы – Деклан Доннелан, которого называют «русским британцем», открыл спектакль чтением письма Гордона Крэга, ставившего в начале XX века в Москве своего «Гамлета».
Сам юбиляр, который представал в диалогах бесконечно разным – философом, лириком, поэтом, Дон Кихотом, мечтателем, зануднейшим хозяйственником, в спектакле таинственно отсутствовал. Он возникал лишь на экране, и с его мыслями знакомил зал актер Анатолий Белый. Заметно, что создатели драматического коллажа стремились прорваться к живому К.С. – не к памятнику, не к мэтру, не к реформатору, а к человеку, который однажды написал в дневнике: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант! Выше этого счастья нет!»
На следующий день во МХТ им. Чехова, при участии Международной конфедерации театральных союзов, была проведена международная конференция «Станиславский и мировой театр». В ней участвовали видные российские режиссеры и зарубежные деятели театра. Заседали прямо на главной сцене. Из множества выступлений, самых разных по настрою, обнаруживших разного толка проблемы в каждой стране, понять можно было одно – достоверность Станиславского никого из людей театра не оставляет в покое. Отправных точек много, его тайну еще будут разгадывать. Пока, в обозрении двух последних столетий, он такой – один. Неслучайно Клаус Мария Брандауэр сказал на вручении премии, что без Станиславского не было бы ни Бродвея, ни Голливуда, а многолетний директор Авиньонского театрального фестиваля Бертран Фэвр д’Арсье завершил свое выступление словами: «Станиславский останется достоянием мирового театра».
Кстати На торжествах присутствовала внучка основателя МХТ – Ольга Алексеева (как известно, Константин Сергеевич происходил из купеческого рода Алексеевых), и она сожалела, что не сохранился семейный архив. Но два фирменных блюда – алексеевский борщ и капустный пирог – обязательно появляются на застольях мхатовцев. Вот и на этот раз на фуршете треугольные мини-пирожки с капустой были нарасхват… |