Благие намерения Франции
Европейцы ввязываются в очередной африканский конфликт
Внутренний конфликт в Мали, одной из беднейших стран не только в Африке, но и в мире в целом, начался ровно год назад. Племена туарегов, объединившихся в «Движение за освобождение Азавада», нанесли ряд поражений слабой малийской армии, захватили больше половины территории страны и провозгласили независимое государство Азавад.
По-видимому, это так и осталось бы проблемой самой Мали, которую эта нищая страна своими силами разрешить неспособна. Азавад стал бы очередным непризнанным государством, при этом существующим многие десятилетия. Но на данную территорию быстро пришли исламисты из организации «Аль-Каида» в странах исламского Магриба». Более того, никем не признанный Азавад начал быстро превращаться в «заменитель Афганистана», куда стали перемещаться радикалы со всего исламского мира. Хотя еще в июле прошлого года ООН разрешила соседним с Мали странам Западной Африки вмешаться в конфликт на стороне правительства этой страны, фактически ничего сделано не было: армии данных стран ничуть не сильнее малийской.
В начале января нового 2013 года исламисты, окончательно оттеснившие от власти в Азаваде туарегов, двинулись в наступление на столицу Мали Бамако, нанося новые поражения правительственным войскам. Ждать помощи от соседей было бесполезно, поэтому руководство страны обратилось к бывшей метрополии – Франции. Париж традиционно рассматривает свои бывшие колонии как сферу влияния, регулярно вмешиваясь в их дела.
И на этот раз Франция отказать не смогла. Из этой страны, а также с ее баз в Чаде и Буркина-Фасо в Мали было экстренно переброшено несколько подразделений ВДВ и спецназа, а также боевые самолеты «Мираж-2000» и «Мираж-F1». Авиационные удары остановили наступление исламистов. Которые, впрочем, смогли подбить французский вертолет «Газель», один из пилотов которого погиб, хотя и сумел посадить машину.
Официальный Париж заявляет, что участие французских войск в боевых действиях продлится максимум несколько недель, а затем воевать против исламистов будут сами африканцы (малийцы и их соседи). Однако, как было сказано выше, западноафриканские армии на это не способны. Как минимум, им потребуется постоянная массированная авиационная поддержка со стороны французских ВВС. Как максимум – прямое участие французских наземных подразделений. Что крайне проблематично.
В конце ушедшего года Франция официально прекратила свое участие в афганской операции (кроме обучения местных военнослужащих). Причиной этого стали слишком большие людские (88 человек убитыми за 11 лет) и экономические потери (десятки миллиардов евро, два боевых самолета). Теперь Франция вместо Афганистана сразу получает Мали. Азавад занимает огромную территорию, расположенную в глубине пустыни Сахара. Ее захват и тем более удержание – проблема практически нерешаемая. На крупномасштабную наземную операцию Париж не пойдет как по политическим, так и по экономическим причинам. Но и ограниченная операция будет отнимать огромные деньги. По сути, повторится ливийская операция, когда ВВС европейских стран НАТО сожгли гигантское количество топлива и истратили большую часть своих новейших высокоточных боеприпасов на уничтожение старой техники войск Каддафи. В Мали будет то же самое с той лишь разницей, что эта страна дальше от Франции, поэтому топлива самолетам потребуется больше. И при этом успех, мягко говоря, не гарантирован. Даже если западноафриканские силы при французской поддержке с воздуха сумеют захватить Азавад, реальный контроль над данной территорией осуществлять они не смогут. Получится очередная «черная дыра», высасывающая огромные ресурсы не только из самой Франции, но и из других стран Запада, которые не смогут оставить Париж в одиночестве (Великобритания уже предоставила два своих транспортных самолета С-17 для переброски французских войск в Мали).
При этом Франция, только начав воевать, получила угрозы от радикальных исламистов организовать теракты на ее собственной территории. И это абсолютно реально, учитывая, сколько проживает в этой стране арабов и африканцев.
В значительной степени Париж, два года назад первым начавший войну в Ливии, «пожинает бурю». Туареги, провозгласившие независимость Азавада, пришли в Мали именно из Ливии. До этого они воевали на стороне Каддафи…